Оазис Сива

annataliya


Когда-нибудь я обязательно совершу кругосветное путешествие!

Жизнь - это дорога, по которой стараюсь шагать позитивно


Previous Entry Share Next Entry
Столица рыбки-острова
Таганай
annataliya
На следующее утро я пожелала осматривать Южно-Сахалинск. В принципе, вчера этот осмотр я уже начала, но хотелось более качественного подхода. Район, где я жила, по словам Димы, считался одним из лучших районов, но находился он на окраине города, и в центр предполагалось ехать на автобусе или маршрутке. Автобусов, как обычно, было не дождаться, а маршрутки ходили двух видов – японские микрики с правым рулем и старые отечественные «скорые помощи».
Доехав до центра, мы с Димой, прежде всего, решили отправиться в местный краеведческий музей, так сказать, приобщаться к истории. Располагался он в старом японском здании с крышей, как у пагоды. В этом доме раньше жил японский губернатор, а потом, когда мы после войны изгнали всех японцев с Сахалина, здесь разместился музей.

-------------------------------------------------------------------------------
Спонсор поста:
Если же вы хотите отдохнуть цивилизованно, но не дорого, то можно, например, купить горящие туры. По ссылке вы найдете туры в Европу от 80 евро (в Варшаву), в Египет от 250, а также в Турцию, в ОАЭ и в другие страны.
-------------------------------------------------------------------------------


По слухам, японские чиновники, покидая сии места, собрали все ценное и зарыли где-то поблизости, надеясь в ближайшее время вернуться. Уже потом советские строители, воздвигая рядом какое-то сооружение, нашли туннель с загадочными подземными ходами, в которых, якобы, и были те ценности. Но, куда они делись, так и осталось тайной, покрытой мраком. Сейчас рядом с музеем был разбит дендрарий, и стояли пушки.
Вообще, краеведческий музей оказался вполне приличным и об истории Сахалина рассказывал подробно и познавательно. Коренными жителями острова, как выяснилось, были айны и нивхи (в малочисленном количестве они на Сахалине жили до сих пор). Первые внешне были похожи на восточных азиатов, а вторые – на монгол. Но и те, и другие по жизни занимались лишь охотой и рыболовством. Впрочем, айны считались попродвинутей нивхов. Весьма оригинально они справляли свой национальный медвежий праздник. Айны искренне полагали, что медведь был их предком и родственником. Поэтому медвежонка 2-3 года они выращивали в селе и дружно о нем заботились. А потом, в праздник, вели его к берегу реки, кормили ритуальными блюдами и убивали. Душа медведя, по их мнению, должна была возродиться в другом медведе. Затем убиенного айны так же дружно съедали, а его кости складывали в амбар и долго хранили.
К концу 19 века Сахалин стали осваивать русские. Но уже в ту пору японцы тоже начали на него претендовать. В результате, чтоб не поссориться, решили так: Сахалин забираем мы, а Курилы – японцы. Русским же, жившим на Курилах, предложили либо все продать и перебраться на Сахалин, либо «стать японцами». А в 1904-1905 годах разразилась русско-японская война, и в результате японцы южный Сахалин у нас все-таки отобрали. По тогдашнему послевоенному договору, постановили, что граница пройдет по пятидесятой параллели. На всей своей новой территории японцы тут же взялись активно возводить дома и школы, построили узкоколейную железную дорогу, которая до сих пор функционирует. Но недолго музыка играла – в Великую Отечественную мы Сахалин у них снова отвоевали, а за одно и Курилы! А все японские города разом переименовали на русский манер: Тойохара – в Южно-Сахалинск, Отомари – в Корсаков, Маока – в Холмск и т.д. На Сахалин потянулись наши переселенцы…
Кроме одежды, предметов быта айнов и нивхов, залов открытия и истории Сахалина, в музее были еще залы его природных зон, географии и животного мира. В последнем звериные чучела, хотя и были изрядно потрепаны, животный мир представляли пока еще весьма разнообразно. Одни огромные сивучи чего стоили…
После тщательного осмотра музея мы с Димой пошли знакомиться с городом. В этот раз Южно-Сахалинск я успела осмотреть более качественно, и потом, уже гуляя по нему одна, неоднократно убеждалась в том впечатлении, какое он произвел на меня тогда. Это был довольно-таки большой, зеленый и приличный город с перпендикулярно-параллельными улицами, с разнообразными домами - от пятиэтажек до весьма крупных, от обшарпанных до новых, но всегда особенных: или выкрашенных в разные веселенькие цвета, или имевших какие-нибудь изыски в архитектуре.



...



В Южно-Сахалинске были театр, несколько кинотеатров, парков, церквей, стадионов, банков.



На главной площади стоял памятник Ленину с цветами у постамента и многочисленными, словно в Венеции, пасшимися в округе голубями.



...



Гуляя по городу, мы зашли в кафедральный собор. Вообще, православные церкви на Сахалине были весьма оригинальными. В основном они представляли собой обыкновенные деревенские избы с крестами на крышах. Во время каторги, которая «процветала» здесь в конце 19 века, нормальные каменные церкви с куполами, видимо, строить было просто некому, а потом, в советский период, это вообще стало никому не нужно. Поэтому, наверно, только новые соборы и выглядели тут, как полагалось, а народ ими очень гордился! Кафедральный собор в Южно-Сахалинске был как раз таким, недавно построенным, еще, если принюхаться, пахнувшим свежей краской, с устремленным ввысь шпилем, увенчанным золотым куполом. В принципе, красивым, но обычным, с моей точки зрения.

Во дворе собора находилось несколько могил со строгими надгробиями. Здесь покоились бывший губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов со своей командой, погибшие в 2003 году во время полета на Камчатку. Их вертолет упал по не выясненным до сих пор причинам…
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествия по Дальнему Востоку, Сахалину и Японии:
Сахалин с первого взгляда: по пути от Холмска до Южно-Сахалинска
Тот самый Ванинский порт
Комсомольск-на-Амуре. Молодость, поросшая травой, а также о том, как я на бичевозе через Сихотэ-Алинь ехала
Хабаровск. Брат московского брата
Владивосток. Порт интернациональной дружбы
Фотообзор: Рыбка-остров, островитяне и их соседи

promo annataliya december 25, 10:01 170
Buy for 50 tokens
Ужасная ситуация. Пропал один наш знакомый, очень известный человек. В никуда! Дома остался его мобильный телефон. Судя по последним вызовам, он заказал машину в Яндекс-такси и всё... Объявили в розыск. Что самое интересное, такси тоже пропало. Не могут найти ни машину, ни водителя. Хотя в ГАИ есть…

  • 1
Мой дед как раз после войны приехал на Сахалин и возглавил Учительский институт, который нынче называется СахГУ. А я сама родилась в Южно-Сахалинске и до 25 лет там жила. спасибо вам за рассказ и за фотки, а особенно за впечатления от поездки, очень интересно взглянуть глазом опытного путешественника.

Не за что. Это здорово, что так получилось, Вам спасибо. О Сахалине, Южно-Сахалинске будут еще посты, заходите. :)

А домашних архивов не сохранилось? Может разместите какие-нибудь фото о сахалинской жизни у нас в сообществе http://community.livejournal.com/sakhalin_war/

Там у нас и об айнах много можно найти, и о родственниках Ахматовой, живших в Александровске, о путешествии в начале 20 века сахалинцев-каюров в Антарктиду.

Спасибо! С удовольствием слежу за твоим сахалинским путешествием! Вот уж, о чем, наверное, нигде бы больше не прочитал!

Спасибо. Мне приятно, что тебе интересно. :)

Некоторые уточнения: должна разочаровать - губернатор в музее не жил:) Это здание изначально строилось именно как музей. Кстати, с отоплением там были проблемы - его не было ( у японцев на островах тепло - сложные отопительные системы они строить не умели), поэтому он работал только летом.

=Вообще, православные церкви на Сахалине были весьма оригинальными. В основном они представляли собой обыкновенные деревенские избы с крестами на крышах.=
Зря Вы так.... В Александровске очень даже симпатичная церковь была ( а ещё и мечеть, и костёл) см. здесь http://community.livejournal.com/sakhalin_war/22133.html#cutid1

http://community.livejournal.com/sakhalin_war/20912.html
Очень красивая церковь была в Рыковском. Это из тех, что помню.
Простыми были часовни. За исключением, очень красивой часовни опять же в Александровске. В указанных ссылках она там на центральной улице Александровска виднеется

Погодите, до Александровска я пока "не доехала". :)
Про музей не совсем поняла. Его разве не японцы строили? В самом музее четко и ясно экскурсовод говорил, что это дом губернатора и когда японцев изгнали с Сахалина, в доме сделали музей.

Наверное недослышали: МУЗЕЙ губернАТОРСТВА Карафуто, а не губернатора. Строили японцы. Тогда это был очень модный в Японии стиль. Внутри - железобетонная конструкция, сверху - плитка (есть шутка, похожая на правду: при взрыве все сахалинские здания порушаться, а музей останется:)) См. здесь: http://sakhalinmuseum.ru/ru/history/
До Александровска не доехали, но обобщили: "Вообще, православные церкви на Сахалине..." "Во время каторги, которая «процветала» здесь в конце 19 века, нормальные каменные церкви с куполами, видимо, строить было просто некому..." Каторга на Сахалине всего лет 25 существовала. Церкви строились из дерева. Камень потом нашли. Успели только в Александровске построить. Приглашён был даже архитектор. Японцы тут под боком жили, а осваивать только начали, когда в Русско-Японскую хапнули. При совместном использовании острова ничего не строили. У старообрядцев, что на юге жили японцы даже учились и очень подробно записывали, как они строят, как печки кладут.

Спасибо за поправки по поводу дома-музея. Я Вам верю. Но в таком случае претензии к сотрудникам вашего южно-сахалинского музея. С ушами у меня все в порядке и расслышала я прекрасно. Кроме того, был разговор о том, что на территории дома губернатора клад был зарыт неспроста - японцы сделали это впопыхах, боясь не успеть, вынесли из дома все ценное, принадлежавшее губернатору и спрятали где-то в окрестностях, не успев унести подальше.
Что же касается Александровска... Как-то вы не совсем поняли мои кавычки к глаголу "не доехала". Я была в Александровске, а "не доехала" я туда пока в этом рассказе. Думала, Вы поймете.
Разрешите Вас поправить: каторга на Сахалине существовала более 50 лет. Первые заключенные появились там в 1858 году, а в 1906-м был объявлен закон об ее упразднении. Но только в 1913 году права бывших каторжников были полностью восстановлены. Почему под эти годы не подходит моя формулировка, что "каторга процветала здесь в конце 19 века"? Полагаю, вы согласитесь, что в ее время нормальные каменные церкви здесь действительно не строили, так как занимались в основном добычей угля.
И еще хотелось бы знать, что именно я обобщила? Или Вы считаете, что несколько церквей на весь остров - это много?

Отдельных, но открылась в 1869. До 1875 года Сахалин был в совместном владении русских и японцев. Для России это был выход к морю на Востоке. Но добираться сюда было очень тяжело (до сих пор север Сахалина трудно проходим - а представьте себе тогда освоение этих территорий) Транссибирская железная дорога ещё не была построена, ехать добровольно сюда желающих было не просто мало, а очень мало. А стратегически остров был очень важен. Японцы зашевелились только когда появились русские, а ведь их острова рядом.
Впрочем, и после закрепления острова за русскими японцы сохранили на юге острова рыбные промыслы.

Наиболее активный период освоения это 1880-90ые годы.
В той ситуации, мне кажется, каторжный был единственный наиболее эффективный в тех условиях, путь (так осваивалась и Австралия). Чтобы сюда дошёл русский пароход приходилось огибать пол света. И с другого конца земли почти всё надо было завозить (опять же, не забываем про ограничения по погодным условиям, сезон-не сезон)

Так что, по церкви в каждом крупном селении это достаточно успешно, при том, что священников не хватало.
И церкви симпатичные, не убогие как сейчас строят в колониях.

1906 - это официальное упразднение каторги. Но если помните, в 1904 началась русско-японская война, соответственно в это время уже не ссылались, большинство каторжан японцы порубали, остальные разбежались.

Я, кстати, потомок тех каторжан;) http://community.livejournal.com/sakhalin_war/20345.html

Еще я читала, что ссылать на Сахалин царскому правительству было выгодно как раз из-за того, чтобы японцы почувствовали, что остров заселен, русские его патронируют, он не заброшен, и побоялись на него нападать. В чем-то мысль была грамотная, конечно. Если бы там не было ссыльных, сложно сказать, чем бы все закончилось, и не пробрались бы японцы еще дальше вглубь страны.
В 1904 ссыльные разбежались? Куда? Я слышала лишь о нескольких таких случаях. Наоборот, читала, что в это время и чуть позже для ссыльных, а потом и для поселенцев стали предлагаться всяческие блага, лишь бы они не разъезжались и оставались на Сахалине жить.
Ваша бабушка на фото очень милая. Какая интересная одежда у деток была в начале века. :)

(Deleted comment)
Ну, да, 11 церквей за всю историю острова. Причем, многие из них сейчас уже не существуют: http://www.sakhalin.ru/Region/SKI/Churches/churchRus.htm

Около музея стоят очень примечательные львы-собаки. Японцы львов никогда не видели, они к ним пришли с запада и они их называют их "кома-ину" (корейский пес), или "шиши" (лев). По поверьям они отогоняют злых демонов. На территорию музея были привезены в 1946 году с территории храма Гококу дзинзя или Секонся в Тойохара. Скульптуры всегда были парными, но одно, сидящее справа, - с оскаленной мордой, другое - с закрытой пастью. Как говорят японцы, одна собака говорит "Ан", другая "Ун"

А что в музее выставляли японцы?

Природа, айны, нивхи, ороки. Может то,что пограбили в нашем музее в Александровске (горькая шутка:( - дважды грабили, даже кости кита увезли!)
Японские экспонаты из своего музея они все вывезли (возможно, часть их и составляет тот легендарный клад, о котором говорили)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account