Оазис Сива

annataliya


Когда-нибудь я обязательно совершу кругосветное путешествие!

Жизнь - это дорога, по которой стараюсь шагать позитивно


Previous Entry Share Next Entry
Хохло-пост
Закопане-Татры
annataliya
В последний день нашего путешествия по Пермскому краю мы решили отправиться в Хохловку. Хохловка - это весьма крупная деревня, расположенная примерно в 70 километрах от Перми, известная на весь регион своим архитектурно-этнографическим музеем, или другими словами, музеем деревянного зодчества под открытым небом. Правда, музей там такого уровня, что в нем не придется смотреть лишь свезенные сюда отовсюду деревянные избушки. Они в нем, конечно, тоже есть. Но в каждой избе, церкви, мельнице, охотничьем хозяйстве и прочих постройках располагаются свои экспозиции, из которых сразу становится понятно, как и чем раньше жили пермяки.



...В Перми мы нашли рейсовый автобус до Хохловки. Их, таких, оказалось всего несколько рейсов в день, но был и весьма подходящий нам по времени - утренний. Поэтому, выехав из Перми около половины десятого, ближе к одиннадцати мы уже были в Хохловке, позавтракали там в кафе при только что открывшейся гостинице, купили билеты в музей и вполне легко присоединились к подъехавшей как раз в это время экскурсии студентов из какого-то профильного пермского вуза.
Это - Хохловка.
2.



Территория музея оказалась совсем не маленькой и для удобства поделенной на секторы: Северо-Западное Прикамье, Северное Прикамье, Южное Прикамье, Охотничье становье, Солепромышленный комплекс и Сельскохозяйственный комплекс. Маршрут был проложен по кругу (хотя для тех туристов, которые не хотели смотреть всё подряд, тоже имелись тропинки от одного объекта к другому), и мы первым делом отправились изучать, как жили пермяки Северо-Западного Прикамья. Здесь была усадьба 19 века коми-пермятского крестьянина Кудымова, привезенная из деревни Яшкино. Внешне усадьба оказалась совсем простой. Она являла собой две деревянные сосновые избы, связанные сенями, и крытый двор с хлевом и конюшней, а чуть поодаль за отделяющей их от улицы бревенчатой оградой, еще амбар, ледник и баня.
3.



Обстановка внутри избы тоже была весьма скромной, если не сказать, спартанской. Глинобитная печь, напротив нее Красный угол с иконами, вдоль стен - лавки, на столе обычная для тех мест посуда и, разумеется, деревянная солонка в виде уточки.
4.



5.



6.



7.



Соль в Перми ценилась чуть ли не на вес золота, а потому считалась, что, чем больше солонка, тем больше соли у хозяина и тем он богаче.
8.



Кстати, именно в этой избе я впервые увидела детские соски-бутылки, сделанные из коровьего рога. Кончик в них спиливали, чтобы получилась дырочка, наливали внутрь молоко и давали детям, а те пили, как грузины вино из точно таких же, но больших и бараньих рогов. :))
9.



Но аскетичная обстановка не была типичной для всех крестьянских изб Прикамья. Так, во второй половине 19 века популярной у крестьян стала домовая роспись. Ею занимались в основном профессиональные мастера-красильщики. Они расписывали горницы и кухни в крестьянских домах, а также шкафы, прялки и посуду. В узорах преобладали оранжево-красные, синие, зеленые и желтые тона, обязательно присутствовали белый и черный цвета. Красный цвет символизировал силу природы, а синий олицетворял стихию воды. Самым распространенным сюжетом было цветущее дерево (дерево жизни) с сидящими на нем птицами. Птица на дереве тут сравнивалась с образом солнца. В общем, выглядело все нарядно и веселенько. В одной из таких изб с росписью мы побывали.
Симпатично, правда? Кстати, в этой избе роспись горницы, скорее всего, свадебная, ибо она лучше всего видна с печных полатей, где после свадьбы почивали молодые.
10.



11.



12.



13.



Роспись всегда выполнялась масляными красками без трафарета и предварительного наброска и в результате изображение получалось свежим, сочным и немного наивным.
Ну, и покажу вам еще одну крестьянскую избу конца 19 века. Так сказать, к вопросу крестьянской бедности и нищеты. Вот усадьба крестьян Баяндиных-Боталовых из деревни Дмитриево Коми-Пермятского округа.
14.



На первом этаже усадьбы находилась теплая изба с русской печью, клеть для хранения домашней утвари, одежды и продуктов и торговая лавка.
На втором этаже дома располагалась горница с "голландской" печью, кухня и клеть. Во дворе размещались конюшня, хлев, сеновал, стояли телега и сани.
15.



На огороде в отдельной избушке находилась синильная мастерская.
Хозяин дома, помимо занятия земледелием, владел ремеслом синильщика и по заказу окрестных крестьян окрашивал домотканые холсты и пряжу.
16.



Ткани обычно было принято красить в синий цвет разной интенсивности (отсюда и название - синить). Технология состояла из трех основных операций: сначала приготавливали краску в кубе; потом ткань и пряжу опускали в куб, то есть, непосредственно красили; и, наконец, закрепляли окраску. Некоторые умельцы, правда, еще набивали узоры.
17.



Крашенные ткани крестьяне обычно использовали для пошива простой одежды для личных нужд и разных бытовых целей.
18.



19.



Ну, и как вы уже и сами поняли, еще одним дополнительным заработком хозяев дома крестьян Баяндиных-Боталовых была личная лавка. В ней можно было приобрести городскую мануфактуру (разные уже фабричные ткани, к примеру, ситец), сладости - леденцы, конфеты, пряники, всевозможные инструменты и всякие строительные и сельскохозяйственные нужности - пилы, топоры, гвозди, серпы, косы, керосин, спички и прочее.
20.



21.



22.



23.



Вот такие не бедные были крестьяне.
Впрочем, в Прикамье были, конечно, избы и попроще. Но все они нисколько не халупы, а прочные и добротные дома.
Изба крестьянина Игошева середины 19 века из деревни Грибаны.
24.



А теперь давайте я вам расскажу о церквях. Конечно, в селах Пермского края их строили и строили из самого легко добываемого в здешних местах материала - из дерева. В Хохловку таких церквей привезено аж две штуки. И обе они абсолютно разные.
Первой из них, которую мы осмотрели, стала церковь Преображения из Северного Прикамья, возведенная в самом начале 18 века. Она состояла из трех частей: трапезной, храмовой и алтарной, деление на которые читалось даже в ее внешнем облике. Хотя, честно говоря, лично мне внешне она показалась больше похожей на корабль.
25.



Вторая же церковь была еще более старой, чем Преображенская. Ее построили в 1694 году, привезли из Южного Прикамья и называлась она Богородицкой. Она считается "жемчужиной" прикамского деревянного зодчества, и была как бы двухэтажной: нижний подклет предназначался для хранения церковного имущества, а на втором этаже проходила служба.
26.



27.



28.



Рядом с Богородицкой церковью, словно в едином архитектурном ансамбле, стоит и колокольня.
29.



Но, во-первых, колокольня почти на сто лет моложе церкви, а во-вторых, ее привезли в Хохловку совершенно из другого села. Тем не менее, она, может быть, даже еще более ценная, чем церковь, ибо считается единственной деревянной колокольней, сохранившейся до наших дней в Пермском крае. Правда, к сожалению, внутрь колокольни нас не пустили. Ведь мы были в Хохловке в марте, когда здесь еще практически зима, а зимние холод и сырость, по словам нашего экскурсовода, сильно портят ее интерьеры. Поэтому открывают колокольню только летом.
30.



Но зато экскурсовод рассказала нам о некоторых местных празднично-церковных традициях и обычаях. Например, о Пасхе, ведь мы там были как раз за несколько недель до нее.
Пасха была одним из главных православных праздников в году. Накануне в пятницу на страстной неделе мыли избы, иконы, а в субботу после обеда стряпали, красили яйца, строили качели. Красный цвет яиц символизировал солнце и весеннее время года. Первое вынутое из отвара яйцо разламывали и клали на стол в переднем углу избы. Его предназначали для умерших родителей. Второе яйцо клали на божницу. Остальные же яйца укладывали в висевшие перед иконами специальные соломенные корзинки. По старинному обычаю, яйца обязательно дарили крестным, а еще ими менялись по пути в храм с теми, кого встречали по дороге.
На Пасху обязательно готовили оладьи и картофельные шаньги - кулики. Утром все члены семьи обязательно разговлялись яйцами, куликами и пельменями.
По окончании церковной службы и разговления в храме батюшки обходили дома своего прихода. Они христосовались с жителями, освящали жилье святой водой. Дети ходили к родственникам и собирали яйца. Когда приходили за яйцами, то говорили: "Христос Воскресе!"
Самым популярным развлечением на Пасхальной неделе были качели. Перед началом качания качели "заклинали": "Ноге (опоре) не сломаться, веревке не рваться, доске не треснуть - хорошо качать!" Возле качелей играли в бабки, чехарду, чижа, ляпу. Для молодежи время качелей превращалось в праздник встреч с родственниками, угощений и новых знакомств, в том числе, и с будущими женихами и невестами.
На Пасхальной неделе приглашали родных на молодое пиво. Когда его пили, приговаривали: "Пейте молодое пиво и в жизни долго будете молодыми!"
Весело гуляли, правда?
Ну, а я покажу вам теперь сторожевую башню, построенную в 1905 году по образу и подобию башен 17 века. Эту башню привезли в Хохловку из села Торговище. Это село было большим, в нем имелась собственная крепость и с 1660-х годов она служила центральной проезжей башней этой крепости. В 1899 году башня сгорела, но крестьяне восстановили ее собственными силами. Башня двухярусная. Сверху через бойницы врагов обстреливали на дальних подступах, а для ближнего боя использовали "облам" - специальный выступ на верхних бревнах четверика. На крыше находилась маленькая смотровая башенка - в ней несли службу дозорные.
31.



Виды от башни на село.
32.



33.



34.



Но давайте перейдем к более мирным постройкам. Так как села в Прикамье были большие, а дома в них деревянными, то пожары, увы, не были редкостью. Поэтому с 1890-х годов в Пермской губернии стали появляться земские пожарные дружины.
В Хохловке стоит здание сельского пожарного депо (тоже, кстати, деревянного), привезенное сюда из села Скобелевка. В этом селе в 1906 году была организована пожарная дружина из 23 человек. Депо по современным понятиям было совсем небольшим.
35.



Из "техники" в нем имелся пожарный обоз в летнем и зимнем вариантах, в который впрягали лошадь. Летом тушить пожары ездили на специальных телегах, а зимой - в санях. В качестве ёмкостей для воды служили обычные деревянные бочки. И если уж говорить откровенно, то спасти загоревшуюся избу пожарная дружина была не в силах. И главной ее задачей было не допустить, чтобы пожар распространился на соседние дома и пошел гулять по селу.
36.



37.



38.



Чем же занимались крестьяне в деревнях и селах? Прежде всего, конечно, сельским хозяйством. В Пермской губернии отлично урождались хлеба, и она долгое время считалась самой настоящей житницей. Зерно здесь было качественное и дешевое. В Хохловке есть гумно с овином.
39.



Предназначалось это сооружение для сушки снопов и обмолота зерна. В ямном овине снопы сушили. После этого их обмолачивали на глиняном полу, а открытые ворота гумна давали крестьянам возможность веять зерно при разных направлениях ветра. Долгое время крестьяне занимались молотьбой зерна вручную, машины для этого появились у них только 1880-х годах.
40.



41.



42.



43.



44.



45.



Ну, и куда же без мельницы? Обычно местные крестьяне использовали ветряные. Та, которая стоит в Хохловке, как раз такая. Ее построили в середине 19 века, но, что самое интересное, использовали по назначению аж до 1966 года. В 1931 году ее взяли в колхоз "Красный боец", который располагался в той самой деревне Шихири, где она стояла. Ну, а так как до сих пор мельницы считаются верхом крестьянской инженерной мысли, грех было их разбазаривать.
Оголовье мельницы поворачивалось вокруг оси вместе с крыльями, насаженными на вал. В сторону ветра ее поворачивали вручную с помощью специального рычага - хвостовины, или, как его еще называли, "хобота". Под напором ветра через сложную систему шестереночных передач и вертикальный вал движение передавалось на мукомольные жернова. Зерно засыпалось в деревянные ковши-воронки, из них оно поступало на жернова и перетиралось, а затем мука по узкому лотку ссыпалась в мучной ларь.
Вот такая хитрая система.
46.



В сельскохозяйственном комплексе, между мельницей и гумном в Хохлловке оборудовали вольер, в котором пасся одинокий олень. Но я честно говоря, очень сомневаюсь, что пермяки занимались разведением оленей, разве только самые северные из них.
47.



Но чем они занимались точно, так это охотой - они ходили добывать пушнину.
Да, охотничий промысел был для них очень важным занятием. Интересно, что охотники условно делили лес на заимки, ходили только по своим тропам и ни в коем случае не охотились на территории других охотников. То есть, если вдруг охотник решал поохотится у соседа, это считалось очень-очень не комильфо.
В лес охотники уходили на несколько дней, а, порой, и недель. Там они строили себе охотничьи избушки.
48.



А также сооружения для временного ночлега - в местах, где они бывали нечасто, но где их настигала ночь. Назывались они "нодья". Охотники брали два бревна, разводили между ними огонь, а сверху строили косой навес. Несмотря на то, что "нодья" строился на открытом воздухе, несмотря на то, что морозы зимой могли достигать в здешних краях 30-40 градусов, в таких "ночлежках", как ни странно, было очень тепло, а, порой, и жарко. Экскурсовод рассказала нам, что охотники там даже могли снять верхнюю одежду. Удивительно!
49.



Для хранения пушнины охотники сооружали специальные лабазы - этакие ящики, поставленные на столб на высоте чуть выше человеческого роста. Такими их делали специально, чтобы сберечь пушнину от диких зверей. А знаете, как спасали ее от мышей? Ведь мыши спокойно могли взобраться в лабаз и по деревянному столбу! На столбе делали специальную глубокую борозду и внешне получалось нечто, визуально сходное с грибом, где шляпка крепится к ножке. Мышь не может перелезть на "шляпку", падает вниз, а пушнина остается цела.
50.



А теперь давайте я вам расскажу о самом интересном. Сельское хозяйство, разведение скота, охота, синильные мастерские - это, конечно, все здорово, но все-таки основной отрослью Пермского края была соледобыча и немало крестьян и крестьянок (да-да, и женщин тоже) трудилось на этом поприще. Да что уж! Впервые добывать соль в Прикамье начали в 9-10 веках, а в 17 веке на берегах одной Камы работало уже 233 солеварни. Пермская соль получила название «пермянка» и успешно конкурировала на внутреннем и внешних рынках. Накануне первой мировой войны объемы ее добычи составляли 21,6 миллионов пудов в год.
В Хохловке мы осмотрели целое производство по добычи соли - постройки Усть-Боровского солеваренного завода, построенного в 1880-х годах и привезенные сюда из Соликамска. Производство состояло из рассолоподъемной башни, соляного ларя, соляной варницы и соляного амбара. Процесс происходил так.
В первую очередь было необходимо добыть из недр соляной рассол. Соляные пласты в районе Соликамска залегали неглубоко и имели высокую концентрацию. Поэтому мастера выкапывали "скважину". На выбранном месте возводили бревенчатые леса высотой около 20 метров, выкапывали яму от 17 до 23 метров глубиной и вставляли в нее, так называемую, матичную трубу, изготовленную из толстого соснового бревна. Рассол по трубе поднимали бадьями, как воду из колодца. Позже, правда, процесс немного усовершенствовали. Но вообще, до 1870-х годов соляные скважины бурили вручную ударно-поворотным способом. Такая проходка скважин занимала порой несколько лет, а рассолоподъемная труба становилась самым дорогостоящим элементом солеваренного производства.
Ну, а потом для бурения скважин стали применять буры, в том числе, и паровые, что значительно упростило процесс. Ну, а над скважинами устанавливались рассолоподъемные башни. В основании они являли собой квадратный сруб размером 9 на 9 метров и достигали в высоту 12-16 метров. Венчали их четырехскатные тесовые кровли с четырехугольными отверстиями для выхода штанги насоса. Строились они без фундаментов!
Рассолоподъемная башня.
51.



По деревянной трубе закрепленной около крыльца, добытый рассол стекал в соляной ларь.
В соляном ларе рассол отстаивался. Внешне ларь представлял собой прямоугольный чан, составленный из плотно подогнанных друг к другу брусьев. Пазы между ними тщательно проконопачивались и снаружи заливались смолой. Устанавливали лари на ряжевом основании на высоте один-полтора метра над землей. В нем могло накапливаться 203 кубических метра рассола.
52.



В ларях, расположенных в непосредственной близости от рассолоподъемных башен, рассол отстаивался и концентрировался в нижней части, в верхней из него испарялась часть воды. Лари были связаны с варницами подземными деревянными трубами, по коим рассол выпускался через специальные отверстия сразу в варницу. Деревянные пробки, закрывающие эти отверстия, открывались при помощи специальных рычагов-"коромысел". Была предусмотрена и система аварийного сброса рассола при переполняемости ларя. В этом случае он поступал в подземный рассолопровод по деревянной трубе.
Один ларь обслуживал одну или две варницы. В начале 20 века Соликамский Усть-Боровской завод при 12 варницах имел 7 соляных ларей.
53.



Но, конечно, самый важным было непосредственно выварить соль. Поэтому главный процесс начинался тогда, когда рассол попадал на варницу. Суть действа заключалась в выпаривании. Варница обычно представляла собой квадратный сруб, перекрытый четырехскатной крышей с деревянной вытяжной трубой.
54.



Внутри варницы устраивалась печь, над которой подвешивали большую, площадью более 100 квадратных метров, металлическую сковороду - чрен или цирен.
Печь.
55.



Процесс выварки соли начинался с подготовки чрена. Мастер нагревал его первой партией дров, после чего подмастерья бегали по горячим листам и замазывали в них щели... тестом. Рассол подавался непосредственно во время варки. Выварка соли происходила при поддерживании равномерного тихого жара в печах. В результате медленного кипения рассола образовывались кристаллы соли. Ее собирали специальными скребками в углы чрена, а потом деревянными лопатами перекидывали на деревянные настилы - полати, расположенные над чреном. Там соль какое-то время сушилась.
56.



После того, как она высыхала, начинался следующий этап. Помните, я вам в одной из своих первых пермских заметок рассказывала, как появилась поговорка "Пермяк - соленые уши"? Так вот, она именно о тех самых соленосах, которые переносили мешки соли из варниц в соляные амбары. Соленосами работали и мужчины, и женщины. Соль загружали в рогожные мешки. Для мужчин-соленосов мешки были весом 5-5,5 пудов, для женщин - 3 пуда.
Вот так выглядели соленосы.
57.



Только в 1907-1908 годах были построены первые солекатные дорожки, по которым вагонетки с солью откатывались к соляным амбарам вручную или конной тягой.
Выварка одной партии соли продолжалась непрерывно около суток. Подряд вываривалось 20-25 партий соли, после чего чрен чистился от соляного осадка и вновь загружался рассолом.
Самое удивительное, что закрылся Усть-Боровский солеваренный завод только в 1972 году, и на тот момент в нем было девять варниц.
Ну, и, наконец, соляные амбары. В каждом из них, как правило, накапливался годичный запас соли, а после этого, весной, ее загружали на баржи и отправляли в разные города. Погрузка соли на баржи производилась сразу из амбаров через проемы в их нижней части. Весной Кама разливалась, и ее воды подходили к ним вплотную. Чтобы вода не попадала в сами амбары, они строились на ряжевом основании - этаких клетках из бревен с ячейками в 1,5 метра, возвышавшихся над землей. Вдоль амбаров была построена разгрузочная эстакада, являвшаяся одновременно и пристанью, к которой швартовались баржи. Баржи строили специальные и прямо на месте, это были плоскодонные суда вместимостью от 30 до 65 тысяч пудов соли. Как правило, одновременно отправлялись в путь сразу несколько барж, этакий соляной караван.
Соляной амбар.
58.



Вот такой был соляной промысел, благодаря которому Пермский край сыскал известность на всю Россию.
59.



На этом наша экскурсия по Хохловке закончилась. Потом мы, правда, сами еще немного погуляли по музею и пофотографировали особенно понравившиеся места.
60.

Ну, а затем дождались автобуса и благополучно вернулись в Пермь.
Кстати, на этом подошло к концу и наше путешествие по Пермскому краю в целом. На следующий день самолет лоукостера "Победа" вернул нас в родную Москву. И вы знаете, что удивительно? Несмотря на то, что путешествовали мы всего лишь шесть дней, несмотря на то, что далеко не от всего в Перми оказались в полном восторге, та наша поездка оставила после себя очень приятное послевкусие, и мы долго потом еще вспоминали о ней и о деньках, проведенных в самом начале весны в тех замечательных местах. Вот как бывает...
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2015 год, март:

Кунгур. Да провалитесь вы под землю!
Кунгур. Столица Купеческой республики
Каменный город. Как мы в снегу город искали!
Чусовой. Полный балаган с пожарными и Ермаком
Пермь. К оружию!
Пермь. Пермяк - соленые уши и другие динозавры
По Зеленой линии Перми
Пермь. Счастье не за горами?
Пермь, Пермский край. Фотообзор: Шесть дней в краю посикунчиков



Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру

promo centercigr 16:11, Четверг 5
Buy for 60 tokens
Как бы не складывалась политическая обстановка на Донбассе, обычные бойцы продолжают защищать Новороссию. Наш центр CIGR, совместно с МОО Вече продолжает оказывать помощь раненым в результате боевых действий на Донбассе. Сейчас Ваша помощь требуется Сергею Терехову, позывной "Малой",…

Очень интересный рассказ получился. спасибо!

Отличный фотоотчет! И место очень интересное) даже самой захотелось там побывать)

А там и правда хорошо! Еще и природа прекрасная. :)

Классная экскурсия :) рыбаков-то сколько на пруду !
Доброго утра!

Даа, тоже удивились! И ведь что-то ловится, наверное.

Спасибо за рассказ о наших корнях. Очень познавательно и интересно!

Не за что, Ира! О корнях? Ты из этих мест? :)

Прялку вспомнила, у бабушки была почти такая, не расписанная только)

А бабушка еще пряла?

Обожаю подобные музеи под открытым небом! Хотим тоже как-нибудь доехать до Пермского края) Собираю инфу)

О, там с детьми прекрасно! Одновременно с нами ездили наши друзья с двумя детьми 5 и 8 лет. Правда, у них было дней меньше и до Хохловки они не доехали. Но мы вместе были в самой Перми, Кунгуре и в пещере там, в Чусовом и в Камнном городе (по тегу Пермский край, если нужно, можешь посмотреть). Вся малышня была в восторге. В общем, какой-то детский край! А какой музей динозавров в Перми! Наши отдыхают! :))

у нас тоже подобные музеи встречаются, всегда интересно поглядеть, как жили наши предки!)

В Питере? Что-то я мимо... А какие у вас?

Спасибо за экскурсию =)
Много любопытного можно узнать)

А росписи какие красивые!

Росписи зачетные! Умели ж раньше! И до сих пор краска, как свежая.

Здорово. Люблю Русь-маму! Жаль, что у нас мало чего сохранилось.
Мельница порадовала. У нас, судя по карте, мельниц было много, как и церквей. Но не сохранились.
А Кижи? Там наверное тоже много старинных деревянных построек? Много слышал, но не бывал. Вы с семьёй не собираетесь туда?

В Кижах мы были давно, когда только сын родился. Проплывали мимо тех мест на теплоходе, там была стоянка. Там природа красивая. Церковь, огромный крестьянский дом (блин, крестьянский, но он, как дворец). Но в целом, как музей, он слабенький в сравнении с многими другими, которые я видела. Но зато очень раскрученный.

Классная экскурсия получилась, спасибо! И олень красивый =))

Олень странненький, если честно.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

спасибо очень интересно было погулять с вами.
Столько интересного.
Чатьс знакомая по "Счастливым людям" но было много нового.

Да пожалуйста. :) Рада, что понравилось.

Интересно было посмотреть и почитать) Отличный рассказ!

Спасибо за интересный экскурс в историю. "Бутылочки для кормления" удивили - выливаться же все будет)
Про соль, когда ты в начале написала, что ценились большие солонки, я подумал, уж где-где, а в Пермском крае соли должно было быть в избытке, там у каждого она должна была быть в нужном количестве и даже больше. Или получается как в поговорке про сапожника без сапог?

Спасибо! :)
Ну, раньше бутылочек-непроливаек не было вообще. В городах использовали металлические рожки, а в деревнях такие. :) Если дырочку на конце сделать маленькую, то, наверное, нормально. :)
Соли было очень много, да. Но она почему-то стоила просто неподъемно. Честно говоря, и для меня загадка, почему так.

Пользователь bigchmorbid сослался на вашу запись в своей записи «Хохло-пост» в контексте: [...] Оригинал взят у в Хохло-пост [...]

?

Log in

No account? Create an account