Оазис Сива

annataliya


Когда-нибудь я обязательно совершу кругосветное путешествие!

Жизнь - это дорога, по которой стараюсь шагать позитивно


Previous Entry Share Next Entry
На чём ездят марокканцы?
Оазис Сива
annataliya
Во время нашего путешествия по Марокко мы, наверное, пользовались всем существующим местным рейсовым транспортом за исключением разве что грузовичков, которые возят пассажиров по пустыне. Так получается, что мы никогда не берем машины напрокат, и это дает нам возможность увидеть и прочувствовать, как и на чем ездят местные жители.
В этот раз мы летали на самолетах, ездили на поездах и автобусах, пользовались гранд-такси, обычным такси и автостопом.
IMG_5922

Ну, что, по порядку? Тогда начнем, пожалуй, с самолетов.

Самолеты.
На самолете в Марокко мы летали единственный раз - из Касабланки в Загору - город, откуда планировали осматривать пустыню Сахару. Авиакомпания, которая обслуживала этот рейс, была "Royal Air Maroc" (других тут нет), а самолетик был очень маленький, винтовой - ATR. И вот, вроде летаем мы много и часто, но тут в аэропорту Касабланки чуть было не опоздали на рейс, потому что не смогли сразу найти нужный гейт. Представьте себе, терминалов в аэропорту было два: Т1 и Т2, при этом они оба находились в одном здании, но в его разных крыльях и на разных этажах. Указателей на наш гейт не было в принципе, и мы, прежде чем найти нужный, умудрились дважды обежать весь аэропорт. Причем, сотрудники аэропорта, походу, тоже были не в курсе, и отправляли нас в разных направлениях. Гадство, да! Впервые такое встречаю.
2.
IMG_5896

Ну, а к самом рейсу никаких особых вопросов у нас не было.
3.
IMG_5901

4.
IMG_5902

Самое интересное, что летели мы с посадкой в Варзазате. Сели нормально, из самолета нас никто выгонять не стал, и мы вместе с другими пассажирами просидели в нем все время, пока новые пассажиры не зашли в салон и не заняли свои места.
5.
IMG_5906

Единственное, что было странным в том полете, это то, что несмотря на факт, что стюарды дважды пронесли по салону поднос с булочками, они так никому их и не предложили, то есть, питание на борту было не предусмотрено. Зачем тогда было носить булочки, так и осталось непонятным. При этом, пассажирам бизнес-класса их тоже не давали. Мы сидели сразу за бизнес-классом, шторка туда была открыта, мы видели, что там летит единственный мужчина, и что ему ни еду, ни напитки даже не предлагали.
Иллюминаторы не очень чистые, да.
6.
IMG_5920

А так выглядит аэропорт в Загоре.
7.
IMG_5921

Поезда.
Поезда, пожалуй, были у нас самым популярным видом транспорта. Мы ездили на них из Касабланки в Мехнес, из Мехнеса в Фес, из Танжера в Марракеш и из Марракеша в Касабланку, и это не считая опять-таки поезда из аэропорта Касабланки в город и обратно. Вообще, железные дороги в Марокко порадовали. Не могу сказать, что цены на билеты там низкие, но качество поездов вполне нормальное, причем, как тех которые ходят на близкое расстояние, так и дальнего следования.
8.
IMG_5664

У поездов на близкое расстояние обычно есть два класса. Мы все разы брали себе второй класс, так как, честно говоря, так толком и не поняли, чем он отличается от первого. Вагоны второго класса нам встречались двух видов (в таких же, кстати, мы не раз путешествовали в Европе): с сиденьями по два в ряду, расположенные точно так же, как в самолете, и с шестиместными купе с прозрачными дверцами и столиком между сиденьями. Увы, эти вагоны были не супер-новыми, поэтому розеток в них мы не обнаружили, а, вот, кондиционеры были, работали они хорошо, поэтому ехать в таких вагонах было комфортно. По вагонам первого класса в поездах мы проходили. Но, как я уже выше написала, чем они отличались от второго, мы не поняли. Они являли собой точно такие же купе с прозрачными дверцами.

Ну, и еще один приятный момент - по вагонам ходил дяденька с тележкой со снеками и с кофе-чаем. Все это было по вполне приемлемым ценам, а кофе при этом еще и вареным.

Что же касается поездов дальнего следования, то на таком мы ехали из Танжера в Марракеш. Ехать нам предстояло ночь, и мы взяли билеты в спальный вагон.
9.
IMG_5661

Единственным минусом было то, что эти билеты в отличие от всех остальных, почему-то не продавались ни онлайн, ни в билетных автоматах на вокзале, и чтобы их купить, нам пришлось постоять в очереди в кассу (правда, она шла быстро). Зато купе оказалось суперским: шире, чем у нас в вагонах, на полках лежали очень мягкие матрасики, белье было чистым и практически новым. В общем, спали в ту ночь мы не хуже, чем в отеле.
10.
IMG_5659

Вокзалы в городах, где мы были, на нас произвели не менее приятное впечатление. Они были чистыми, с множеством магазинчиков, салонов сотовой связи, которые для нас тоже были весьма актуальны, и кафешками. В кафе мы успешно подзаряжали наши девайсы (например, в одном из них были даже специальные розетки рядом со столиками). Так что, железными дорогами Марокко в целом мы остались очень довольны.
Вокзал в Марракеше.
11.
IMG_5662

12.
IMG_5667

Автобусы.
А вот тема автобусов в Марокко оказалась засадной. По всей видимости, они у марокканцев пользуются особой популярностью, и билеты на автобусы из одного города в другой лучше всего брать заранее. Так, к примеру, когда мы возжелали поехать из Феса в Шефшауэн и пришли за день до отправления на автовокзал за билетами, оказалось, что несмотря на то, что туда было аж целых три рейса с утра, билетов уже не было ни на один из них. Причем, как на завтра, так и на послезавтра. Самое интересное, что теоретически их можно купить и по интернету на сайте автобусной компании CTM (рейсы были их), но из-за какого-то маразма, продажа с оплатой картами, выпущенными не на территории Марокко, заканчивалась за 72 часа до отправления. То есть, если у вас, допустим, нет маршрута с четкостью до дня, то есть большой шанс, что на автобусах СТМ вы вообще никуда не уедете.

У других компаний с билетами немного полегче, но остаться без оных вероятность все равно очень большая.
Что же касается самих автобусов, то они в Марокко вполне достойные, а у СТМ считаются самыми лучшими.
13.
IMG_6846

И это действительно так. Они новые, чистые, быстрые. Водители всегда одеты по специальной форме. На дороге соблюдают ПДД, не превышают скорость и выдерживают то количество часов в пути, которое они имеют право проехать без остановки. То есть, другими словами, водители не будут ехать весь путь без остановки, а каждые несколько часов обязательно делают ее примерно на полчаса, чтобы отдохнуть.
14.
IMG_6845

Еще нас поразили автовокзалы СТМ. Мы их посетили несколько, но больше всего впечатлил тот, что в Варзазате. Собой он представлял большое светлое и современное здание. Но самым поразительным было то, что регистрация на рейс там проводилась точно так же, как на самолеты в аэропорту. То есть, мы подошли к стойке, показали наши билеты, нас отметили в компьютере, взяли 5 дирхам за багаж, забрали чемодан, погрузили вместе с другим багажом на тележку и сами отвезли и погрузили в автобус. В это время мы вместе с остальными пассажирами ждали начала посадки в зале ожидания, откуда через панорамные окна открывался отличный вид на автобусы - ну, в точности, как на летное поле в аэропорту. :)) Потом специальный дяденька открыл гейт и позвал всех на посадку, при этом он еще раз у всех проверил билеты.
15.
IMG_6842

Правда, свой маразм во время путешествия автобусами СТМ тоже присутствует. Точнее, это не столько маразм автобусной компании, сколько самих марокканцев. Они почему-то далеко не всегда садятся на те места, которые у них написаны в билетах, хотя официально все как раз должны сидеть строго на своих. Мы дважды столкнулись с этой проблемой. И если в первом случае нам удалось сами решить вопрос и заставить пересесть двух теток с наших мест на свои, то во втором случае пришлось звать водителя. Причем, самое интересное, что водитель сначала немного замешкался и тоже предложил нам сесть на свободные места. Однако свободные места были только в самом конце автобусе, а меня там укачивает. В общем, в результате чуть было не разразился международный скандал. :)) Мы хотели сесть на свои места, тетки с наших мест уходить не хотели, а водитель не знал, что со всем этим делать. В результате он пересадил в конец автобуса какого-то постороннего дяденьку, нас посадил на его места (второе рядом с ним было свободно), а теток так и оставил сидеть на наших. В общем, бардак, несмотря на видимую красоту и порядок.

Гранд-такси.
Гранд-такси по своей сути ближе всего, наверное, к нашим маршруткам, хотя внешне это обычная легковая машина на шесть пассажирских мест. Смысл в том, что грнад-такси набирают и везут людей по какому-то определенному маршруту. Это, как шеред-такси в Юго-Восточной Азии. Цена билета на него примерно такая же, как на автобус. А вот, что касается комфорта, то тут может быть по-всякому. Мы пользовались гранд-такси два раза. В первый раз, когда ехали из Шефшауэна в Танжер, второй - из Загоры в Варзазат. Так вот, если во второй раз все было прекрасно, то в первый нам досталась машина на четыре пассажирских места: то есть, одно было рядом с водителем и три сзади. Однако водитель все равно решил, что ему нужно шесть пассажиров и утромбовал нас, как килек. На переднем сиденье ехали двое, а на заднем - четверо. И еще по какой-то загадочной дури водитель очень боялся открытых окон и все время требовал, чтобы мы их держали закрытыми. В общем, пока мы добрались до Танжера, я несколько раз думала, что помру.

Обычное городское такси.
Такое такси есть в каждом городе и чаще всего называется "Petit Taxi". Самое интересное, что его машинки везде своего цвета. Например, в Касабланке и Фесе красные, где-то мы видели голубые, где-то еще желтого и кофейного цветов. Очень оригинально!
16.
IMG_4730

17.
IMG_5651

Такси во всех городах, как правило, ездят по счетчику, очень дешевые и пользуются огромной популярностью среди местной публики. Впрочем, и мы на городских такси частенько разъезжали и остались ими очень довольны. Единственный минус был в том, что ходят они только по городу, и даже если вам надо выехать всего на несколько километров за его территорию, то точно не повезут.

Автостоп.
Да, автостоп в Марокко мы тоже испробовали. Но честно вам скажу, бросьте камень в того, кто вам будет рассказывать, что он там хороший. Прежде всего, замечу, что обычно на автостоп нам везет: стопится даже там, где у других может не стопиться часами. Но автостоп в Марокко - это какая-то, если и не засада, то все равно неприятность. Мы добирались автостопом из Феса в Шефшауэн. Расстояние было не таким уж и большим, около 220 километров. В Фесе на "Pettit Taxi" мы доехали до развилки на выезде из города. А дальше началась тоска. И в итоге, чтобы добраться до места, мы сменили четыре машины и потратили пять часов. Сначала нас подвез какой-то дяденька на несколько километров. Как мы поняли, он ехал принимать душ к кому-то в соседнюю деревню и везти нас дальше ему было не по пути. Затем, примерно 20-30 минут мы стояли на обочине дороги. Трафик был отличный, но подбирать нас никто не хотел. Все проносились мимо и в лучшем случае махали нам ручкой.
18.
IMG_5582

Наконец, застопился дедушка на какой-то очень древней машине. Внутри нее разваливалось все. Например, у меня в руках осталась ручка. :)) Впрочем, дедушка такие особенности своего транспорта знал и на нас не ругался.
19.
IMG_5572

Наоборот, он сказал, что будет рад показать нам местные красоты по пути, и действительно обратил наше внимание на водохранилище, когда мы проезжали мимо него, и даже немного притормозил, чтобы мы успели сделать фотографии. Но увы, он ехал не в Шефшауэн и подвез нас всего на 60 километров.
20.
IMG_5560

21.
IMG_5569

И снова мы оказались на обочине, и снова провожали взглядом проносящиеся мимо нас машины.
22.
IMG_5577

Примерно через полчаса нас согласилось подвезти милейшее семейство (папа, мама и сын лет десяти), ехавшее в Уэзан из Мекнеса. Город Уэзан был по пути в наш Шефшауэн, и мы долетели до него довольно-таки быстро, правда, с одной остановкой в каком-то еще городке, где все попили кофе и перекусили.

И, наконец, в Уэзане мы практически сразу застопили еще одного деда на голубом фургоне мерседесе, который согласился подвезти нас уже до самого Шефшауэна. Правда, дед, как бы выразился Антон Кротов, оказался деньгопросом. Причем, выяснилось это не сразу, а когда мы проехали уже около десяти километров и остановились у автозаправочной станции. Дед сначала захотел с нас 500 дирхам, но потом снизил цену до 200, мол, чтобы ему хватило на бензин. Честно говоря, для нас в этот раз добраться в Шефшауэн чистым автостопом было делом не принципиальным, и мы согласились на его 200 дирхам. Если не считать того, что по дороге он немного ныл, что мы не дали ему 500, доехали мы, в общем-то, неплохо.

Но в целом, автостоп в Марокко муторен, и я не могу посоветовать им пользоваться всем путешественникам. К тому же, если в том регионе, где им ездили мы, он, по крайней мере, хоть в таком виде, но существовал, то в той же Сахаре автостоп - реальная засада.
23.
IMG_6117

Рейсового транспорта там немного, часто из города в город даже местным добираться не на чем, и все они как раз норовят стопить. В результате мы видели места, где буквально на несколько километров нам попадалось около десятка стопщиков.
Как-то так...

---------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествия по Марокко:
Фес. Зачем в этом марокканском городе каждому туристу вручают веточку мяты?
1000 и 1 способ разводки туристов в Марокко
Фес. Хотите жить, как марокканцы?
Волюбилис. Зачем европейцам Марокко?
Мекнес. Отец 1200 детей и одного города
Как нас пытались развести в Касабланке
Фотообзор: Марокко. Моя пятидесятая страна

+ ДОБАВИТЬ ЭТОТ БЛОГ В ДРУЗЬЯ


promo eric_artem 18:59, yesterday 1
Buy for 60 tokens
Контент 16+ (описание употребления алкоголя в негативном ключе и упоминания религиозно-национальных вопросов) Большую часть своей жизни я по тем или иным причинам размышлял о смысле жизни, чувствовал духовность, поражаясь глубинному смыслу Достоевского и возмущаясь простой потребительской жизнью в…

и ни одного верблюда...
Слом шаблонов.

Верблюды - это что. А как насчет снегоуборочной машины зимой, когда снег раз в 100 лет? Шок был!

Необычные купе. А где столики, чтобы курочку разложить, картошку с яйцом? Нет. так ездить нельзя!

С этим плохо. Точнее, столик есть, но ооооочень маленький. Цельная курочка не поместится. :))

вполне прилично, я думал хуже там с транспортом полажуха

Да, ничего, нормально.

Какие колоритные арабы на фотках. Я бы наверное не стал снимать местный народ, разве что на телеобъектив)

Ой, а они не возражают там совсем. Причем, включая женщин. Хотя женщин я обычно спрашивала, если снимала сблизи. :)

500 дирхам за 10 км?? Да он с ума сошёл, слать его надо было лесом. Ну или пустыней. Максимум, дать 5 дирхам, больше это не может стоить.
Не знаю, у меня (и у большинства друзей) с автостопом было там более-менее нормально. Я почти 2 тыс. км проехал от Касы до мавританской границы с заездом в Эс-Сувейру. Но вы молодцы, что попробовали, попытка не пытка :)

А так, пост отличный! Поезда мне там тоже понравились. Почитал - жалею теперь, что мы на ночном не прокатились в спальном вагоне. Но я что-то не нашёл его в расписании, может он не ходил сейчас.

Да щас! Они там просто какие-то ненормальные стали из-за наплыва туристов. Нас мальчишка проводил в Фесе до ресторана и за это затребовал у нас 100 дирхам. 100, Карл!!! Разумеется, послали его лесом. Так там истерика была.
Но вообще, автостоп там, конечно, реален. Только уж слишком много времени на него уходит. Собственно, поэтому не могу назвать страной с развитым автостоп. Реально, но муторно.
Насчет спального вагона - вполне может, что недавно появился, не исключаю.

на всяком разном) у кого что есть)

вполне все норм

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

фото просто отличные, смотрела и вспоминала

Таня, а где ты в Марокко была? :) С туром ездила или сама?

А где же ослики?

Ослики есть. Но они на них, как правило, не ездят, а используют для того, чтобы перевозить грузы.

Купе в поезде из-за обоев в цветочек очень похож на номер в Хостеле)

Купе удивило, да.
Но симпатичное такое.
А поезда внешне не очень.

Внешне никакие совсем, согласна.

очень интересно. В общем если что, я как обычно - поездами))

О, я с вами солидарна! Тоже за поезда. :)

Есть что посмотреть!

Тут пост про транспорт, если что. :) Про достопримы были раньше.

главное - чистенько)

Это да, стараются.

На чём ездят марокканцы?

Пользователь denilkhanov сослался на вашу запись в своей записи «На чём ездят марокканцы?» в контексте: [...] отменять. теперь вот смотрю за каждым кто там бывает)) Оригинал взят у в На чём ездят марокканцы? [...]

Не, такие прелести точно не для меня, и столько мучений ради пустыни или чего бы то ни было никому не посоветовала. И было, зачем мучиться?

В смысле? Об автостопе речь? А то я что-то даже зависла...

ничё так, да и дороги получше наших будут

В общем, да, особенно, если их сравнивать в целом по России.

я думал на верблюдах)

На них только по пустыне. :)

Хорошее такое приключение.

защита от солнца в тачке зачет

Вот так и ездят. :)

А столика в купе не предусмотрено?

Таня, есть, но оооочень маленький. На него можно разве что билеты положить или стаканчик поставить.

Какие ж вы отчаянные путешественники.) Респект

Спасибо. Фая, по поводу автостопа - у нас ведь просто выхода не было... Хотя... если есть время, то мы им все равно ездим. Я, признаться, люблю автостоп. :)

В аэропорте слово на ключик похоже)))

Фантазер вы. :))

?

Log in