Оазис Сива

annataliya


Когда-нибудь я обязательно совершу кругосветное путешествие!

Жизнь - это дорога, по которой стараюсь шагать позитивно


Previous Entry Share Next Entry
Почему чиновники в Сибири мечтали сидеть в остроге?
Индонезия
annataliya
Друзья, как вы, может быть, помните, я очень люблю всякие музеи деревянного зодчества под открытым небом, который правильно еще называются архитектурно-этнографическими музеями. Неподалеку от Иркутска тоже есть такой, причем, очень известный и прославленный за его пределами. Называется он "Тальцы". Так совпало, что Тамара Александровна и Виктор Иванович Крючковы, у которых мы жили в Иркутске, когда-то работали в этом музее. Поэтому, когда мы сказали, что хотим побывать в нем, с удовольствием составили нам компанию.
IMG_4602

Музей назван так по одноименному селу на берегу Ангары примерно в 50 километрах от Иркутска. Тальцы - то есть, проталины, видимо, появлялись в этом месте на реке нередко.

Вообще же, музей появился здесь неспроста. В 1960-х года в здешних краях строили Иркутскую ГЭС, много деревень подлежало затоплению, а в них находились действительно уникальные архитектурные "изюминки" - старинные деревянные церкви, избы... Вот и было принято решение - спасти их от затопления, разобрать по бревнышку, перевезти в Тальцы, а здесь заново собрать и дать возможность посетителям музея увидеть всю эту красоту.
2.
IMG_4638

Если я не ошибаюсь, коллекция музея начиналась всего лишь с 20 архитектурных единиц. Теперь же музей разросся. Он занимает 70 гектаров площади и поделен на четыре историко-культурные зоны: русскую, бурятскую, эвенкийскую и тофаларскую, где собрано множество памятников истории, архитектуры и этнографии Прибайкалья 17-20 веков.
3.
IMG_4601

Честно вам скажу, мы пробыли в Тальцах несколько часов, но все зоны осмотреть не успели, побывали только в русской и бурятской. А первым делом мы отправились в Илимский острог.
4.
IMG_4500

Как вы, наверное, и сами знаете, острог - это деревянное укрепление, маленький город, с которого часто начинали развиваться и будущие большие города. Иркутск, например. Илимский острог появился в 17 веке, построили его русские казаки-землепроходцы, пионеры освоения Сибири. Впрочем, конечно, полностью острог с тех пор не сохранился, но сохранились две его архитектурные реликвии, кстати, говоря, как раз благодаря которым в 1960-е годы и приняли решение о создании музея "Тальцы". Это - Спасская проезжая башня 1667 года и миниатюрная Казанская церковь 1669 года. Обе деревянные.
5.
IMG_4487

Спасская проезжая башня служила настоящими воротами острога. Она охранялась, но именно через нее на коне или пешим человек мог попасть в острог. Церковь же стояла снаружи неподалеку от нее. И прежде чем попасть в острог, у людей того времени было принято зайти в церковь и прочитать молитву.
6.
IMG_4498

Честно говоря, я забыла уточнить у экскурсовода - проходят ли в Казанской церкви сейчас службы, но, судя по обстановки внутри, думаю, что проходят.
7.
IMG_4491

В башне же сейчас небольшая музейная экспозиция, где, например, на макете можно увидеть, как выглядел Илимский острог в 17 веке.
8.
IMG_4497

Впрочем, сотрудники музея Тальцы планируют восстановить, если и не все, то хотя бы большую часть построек острога. И многое, кстати сказать, уже сделано. Мы, к примеру, побывали внутри Приказной избы - просто потрясающего места, нигде раньше я не видела ничего подобного.
9.
IMG_4502

Она была центром воеводского управления Илимским уездом в 17-18 веках. В ней заседали местные чиновники, как бы мы сейчас сказали, аппарат правительства всего узеда во главе с воеводой. Кроме самого воеводы, коий был полномочным представителем центральной власти, в штате числилось шесть подьячих. Разумеется, эти должности были очень престижными.

Воевода был главным руководителем во всех областях дел, которые творились в уезде. Его служебное положение было очень выгодным. Помимо денежного оклада у воеводы было много побочных доходов: подарки воеводе, возможность пользоваться вином без наценки, бесплатный стол и т.д. Однако власть воевод была неэффективной. Воеводы не имели в своем распоряжении сильного аппарата и по всем мало-мальски сложным вопросам должны были списываться с Московским приказом. Вместе с тем реального контроля над деятельностью воевод не было. Сами подумайте: между Москвой и Иркутском более 4 тысяч километров! Сколько будут идти письма из одного города в другой, а потом доставляться в уезд? В общем, приказы на запросы часто запаздывали, и когда приходили были уже неактуальными. Да и сами воеводы пользовались своим положением и занимались произволом. Правда, срок службы воеводы был недолгим - от одного до трех лет. А затем все дела и "нажитое непосильным трудом имущество" сдавалось по описи.
Воевода.
10.
IMG_4508

Как я уже писала выше, в штате у воеводы было шесть подьячих - людей, которые решали все вопросы и вели канцелярию. Они занимали три "стола" или, другими словами, отдела - хлебный, денежный и судный. В каждом из них работало по два подьячих - старший и младший.
11.
IMG_4505

Хлебный стол ведал всем пашенным делом. Денежный вел финансовую деятельность и собирал налоги, особенно контролируя таможню, кабаки, частные сделки, ведал вопросами казенного строительства. Судный стол осуществлял следственные и розыскные дела по уголовным преступлениям и прочим искам. В основном подьячие "кормились от дел", иногда получали жалованье из казны. А постоянный денежный оклад у них был только после длительного срока службы. В общем, бюрократия, волокита и взятничество там процветало пышным цветом.
12.
IMG_4507

Что же происходило в Приказной избе? Прежде всего, именно здесь - в помещении "присутствия" воевода принимал население по разным вопросам. Еще здесь была казенка, где хранилась денежная и товарная казна.
13.
IMG_4510

Помещение для сторожа.
14.
IMG_4514

Чулан для хранения архива приказной избы.
15.
IMG_4518

И сени, где челобитники с прошениями к воеводе ожидали своей очереди. Под основным зданием находилось помещение для временного содержания колодников - арестантов, закованных в кандалы.
16.
IMG_4520

А по-соседству с ним был винный погреб с государственным вином. Это вино было оооочень ценным продуктом. В первое время его везли на обозах аж из Западной Сибири, стоило оно дорого, а процесс перевозки занимал немало времени. Случалось, что сопровождавшие вино не выдерживали долгого пути и потихоньку дегустировали его в процессе - проделывали в бочке дырочки, выпивали часть содержимого, а в бочку доливали воду. Но подобные шутки с воеводой не проходили. В остроге работала таможня, где проверялось, во-первых, содержимое бочек (вино ли там, вообще?), а, во-вторых, его качество. Для этих целей существовал специальный стаканчик. В него наливали вино и поджигали. Содержащийся в нем спирт сгорал и считалось, если в стакане после этого испытания оставалось не больше половины содержимого, то вино было качественным, а если больше, то оно разбавленное. За некачественное вино сопровождавших его били плетьми и строго штрафовали.
17.
IMG_4522

Само же вино служило для личных нужд жителей острога. Из погребов им торговали, а также отпускали на кружечный двор (казенный кабак), где его продавали по чаркам. В праздники же вино раздавали всем бесплатно.

Кстати, это вино было не плодовым, не виноградным, не ягодным. Оно было... хлебным. Самогонкой, другими словами.

А это - соляной амбар.
18.
IMG_4523

Всем служилым людям острога полагалось соляное жалованье. Оно было одинаковым для всех и составляло полтора пуда соли в год на человека. Но в первую очередь учитывалась потребность в соли пушного промысла. Пушнина, или как ее тут называли, "мягкая рухлядь", была важным товаром в международной торговле. Продажа ее за границу позволяла пополнять казну на 80-100 тысяч рублей ежегодно. А без соли сохранить шкуры животных было невозможно, так как соль использовалась при их обработке.
19.
IMG_4524

И, наконец, соболиный амбар. Шкурки животных, которые здесь хранились, были ясаком - данью, собираемой казаками с местных коренных народов. Когда "мягкая рухлядь" попадала в острог, она скапливалась в особом амбаре. Воевода приказывал разбирать ее "лучший зверь к лучшему, средний к среднему, а худой к худому". Все шкурки, которые отсылались в Москву один раз в год, должны были быть очень хорошего качества.
20.
IMG_4529

Но давайте уже закруглимся с жизнью в остроге, и я покажу вам, как жили крестьяне в селах и деревнях. А начну, пожалуй, рассказ с церковно-приходской школы 19 века из села Кеуль Усть-Илимского района.
21.
IMG_4530

Официально правила о церковно-приходских школах были приняты в 1884 году. Целью в них было "утверждать в народе православное обучение вере и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные сведения". Обучение в таких школах чаще всего было бесплатным и там учились практически все дети. Причем, мальчики и девочки, русские и инородцы, православные и иноверцы.
22.
IMG_4537

Занятия начинались 15 сентября и заканчивались 1 мая. Школы чаще всего были одноклассные, учились в них два года. А преподавали в них закон божий, русский язык, арифметику, отечественную историю, литературу, географию, ботанику, зоологию и другие предметы, обучали рукоделию, ремеслам, пению и даже гимнастике.
23.
IMG_4542

Самое интересное, что учителями в сельской школе чаще всего были молодые девушки - выпускницы уездных училищ, которых направляли в село на несколько лет по распределению. Но работа учительницей была очень престижной. Во-первых, учительница получала очень хорошую зарплату и могла спокойно позволить покупать себе городские платья. Во-вторых, она официально считалась городской жительницей, и ей всегда выделялись помощницы по хозяйству из сельских женщин. Они помогали ей убирать дом, носить воду, готовить и т.д. В-третьих, учительница была уважаемым человеком. К ней всегда шли за советом, всегда кланялись при встрече. В общем, учителям было тогда хорошо. Жила учительница в специальной комнате при школе.
24.
IMG_4541

25.
IMG_4540

Ну, и наконец, покажу вам крестьянские усадьбы. Эта усадьба, к примеру, принадлежала крестьянину Якову Непомилуеву.
26.
IMG_4546

В 17-19 веках в Сибири были широко распространены деревни-малодворки, в которых было от двух до шести дворов на улице с односторонней застройкой.
27.
IMG_4470

Усадьба представляет собой дом из двух строений, соединенных сенями. Одно строение - изба. Она отапливалась "по-черному", и в ней семья жила постоянно.
28.
IMG_4561

29.
IMG_4552

30.
IMG_4548

31.
IMG_4550

32.
IMG_4549

33.
IMG_4547

34.
IMG_4551

Второе строение - горница - использовалась только по праздникам, когда в дом приглашали гостей. Когда тут были мы, в горнице как раз разместили интересную экспозицию о сибирских свадьбах.
35.
IMG_4553

Многие из свадебных традиций в Сибири были, конечно же, похожи на наши, но были и особенно интересные. Например, на красоту девушки в ту пору внимания, как оказалось, практически не обращали. Главным было то, какая она рукодельница. Так, невеста до замужества сама готовила себе приданное. В частности, она должна была расшить 70 (семьдесят, Пафнутий!!!) рушников и, как минимум, семь скатертей. Рушники использовались, как отдарки. Например, пришли гости на свадьбу, что-то подарили, а им в ответ - раз и такой вот рушничок. А расшитыми скатертями понтовались и мерили застолья. Дело в том, что скатерти меняли на свадьбе вместе с переменой блюд. Поели что-то, надо убирать посуду со стола, скатерть убирали вместе с ней. А потом говорили, что, например, "У Кузьмы была свадьба на четыре скатерти, а у Ивана - на семь!" Значит, Иван был круче.

Девушки выходили замуж в красных сарафанах и кокошниках. Кстати, потом этот свадебный кокошник женщина могла надевать по праздникам вплоть до рождения своего первенца.
36.
IMG_4557

А в свадебном костюме жениха главную роль играл пояс. Неженатый мужчина повязывал пояс на левую сторону, а женатых должен был повязывать его на правую. Кстати, теперь вы понимаете, откуда пошло выражение "сходить налево"? :)

Еще в усадьбе Якова Непомилуева мы осмотрели баню. Баня тоже топилась "по-черному", то есть, весь дым собирался внутри помещения, а выходил лишь через волоковое окно. Процесс же происходил так. После того, как баня была натоплена, двери раскрывали настежь, чтобы дым вышел поскорее. Затем внутрь шли женщины. Они... нет, не мылись первыми! Они чистили баню от золы! А мылись в "три пара". Первыми - в "первый пар" шли мыться мужчины, во "второй пар" - женщины, а в "третий пар" мыли детей.

На фото вы видите деревянную кадушку. Сначала в нее наливали обычную холодную воду, а затем клали в нее раскаленные камни. Эти камни нагревали воду, и именно ею все и мылись.
37.
IMG_4565

Еще одна усадьба, которую мы осмотрели, была усадьба крестьянина Зарубина начала 20 века из деревни Ёдарма Усть-Илимского района. Она состоит из избы, завозни, зимовья, двух амбаров, стайки с повестью и бани.
38.
IMG_4486

39.
IMG_4472

Но самым интересным в этой усадьбе была выставка под названием "Тальцинский звон", посвященная истории Тальцинского стекольного завода. Завод был основан в 1784 году учёным Эриком Лаксманом и проработал вплоть до 1950-х годов, когда перед строительством Иркутской ГЭС его было решено перевести в город Тулун.

Друзья мои, чего только не делали на этом заводе!!! Традиционным здесь считалось изготовление оконного стекла. Но вы только посмотрите! Аптечная посуда, стеклянные бутылки, крынки, различные декоративные предметы - стеклянная трость, зеркальные шары, массивная чернильница в виде гири, "бизоны", "рыбки", "мишки", "кони", рюмки и стаканы с резным рисунком, вазы из филигранного стекла, графины и бокалы с эмблемами Иркутска и Байкала.
40.
IMG_4477

41.
IMG_4479

42.
IMG_4481

43.
IMG_4484

44.
IMG_4482

45.
IMG_4483

Работа на стекольном заводе требовала большой физической выносливости, так как выработка посуды велась ручным способом или при помощи выдувной трубки. К сожалению, сейчас этот завод уже не работает и в Тулуне. Закрылся...

Ну, а мы по-тихоньку добрались до бурятского улуса. У нас почему-то принято считать, что большинство кочевых народов жили в переносных юртах или чумах. У бурятов же было совсем не так. Да, они жили в юртах. Но их юрты были стационарными и ничем по уюту и комфорту не уступали рубленным русским избам. Вот, посмотрите, как они выглядели. От изб разве что только формой отличались!
46.
IMG_4597

47.
IMG_4596

Вообще, буряты - это монголоязычный народ, живущий к западу и к востоку от озера Байкал. Тех, которые живут к западу, до сих пор называют Западными бурятами, а тех, которые живут к востоку - Восточными. Занимались буряты в основном скотоводством, разводили лошадей, коров, овец, коз и верблюдов. У них были небольшие стада и небольшой радиус перекочевок, именно поэтому они могли вести не кочевой, а полукочевой и даже оседлый образ жизни.

Впрочем, до 19 века у бурятов преобладал все-таки кочевой и полукочевой образы жизни, и жили они в войлочно-решетчатых юртах монгольского типа. Такие юрты были легкие, легко собирались и разбирались и перевозить их с места на место было удобно.
48.
IMG_4598

А вот, в 19 веке, буряты почти полностью перешли на оседлый образ жизни и стали жить уже у рубленных деревянных юртах. Строили их чаще всего из лиственницы - долговечного и прочного материала.

Та юрта, которую мы осмотрели, представляла собой восьмиугольный сруб из трехгранных бревен. Эти юрты у бурят были очень популярными, так как считалось, что семья, живущая в такой юрте, будет иметь хороший достаток и большое потомство. Все дело было в треугольнике, который лежал в основе брусьев. Он отожествлялся со знаком женского плодородия, с формулой вечно возобновляемой жизни.

А вот, сени, которые буряты часто пристраивали к своим юртам - это уже влияние пришедшей к ним русской культуры.

Внутри бурятская юрта делилась на три части. По центру был очаг, вокруг которого собиралась вся семья. Слева от него была мужская зона, а справа - женская.
49.
IMG_4574

Мужская половина.
50.
IMG_4576

51.
IMG_4577

Женская половина.
52.
IMG_4581

53.
IMG_4580

54.
IMG_4578

Исповедовали буряты шаманизм. Самое забавное, что многие из них до сих пор верят в духов, и шаманы у них до сих пор пользуются популярностью. Причем, самое забавное, русские православные, которые живут на Байкале, часто тоже. Например, водитель маршрутки, когда мы ездили на Байкал, рассказал, что не может проехать мимо шаманских столбиков в одном месте и не побрызгать там водкой. Обычай этот исключительно бурятский. Но если он, русский, так не сделает, то весь его день будет неудачным. Говорит, проверял уже стопицот раз.
55.
IMG_4585

Впрочем, православие буряты в свое время тоже активно перенимали, а кроме него, еще и буддизм, пришедший сюда из Тибета. Дошло до того, что в начале прошлого века Западные буряты в основном исповедовали православие, а Восточные - ламаизм, одну из форм буддистского учения. Но шаманизм все равно никуда не делся, а присутствовал в их жизни этакой параллельной нитью.
56.
IMG_4589

Вот такая бурятская жизнь.
А еще интересно, что в "Тальцах", кроме серьезных исторических архитектурно-этнографических объектов, есть и шутливые. Например, избушка Бабы Яги.
57.
IMG_4623

Причем, в какое-то определенное время она там появляется собственной персоной, рассказывает сказки, выдает прибаутки и заигрывает с молодыми мужчинами. :))
58.
IMG_4621

Внутри ее избушки - все, как полагается: ступа с метлой, скелеты и черепа тех, кого она уже съела, пучки из сушеных трав на стенах и даже целая родословная там же на стене со всеми ее родственничками. :))
59.
IMG_4613

60.
IMG_4615

61.
IMG_4616

Короче говоря, милейшая старушка. :)

А еще мы осмотрели выставку кузнечного ремесла. Какие только штуки не выделывают местные кузнецы!
62.
IMG_4570

63.
IMG_4572

64.
IMG_4571

Антон вон даже металлические тапки примерил. :)
65.
IMG_4569

В общем, друзья мои, если вы будете в Иркутске, то мы от всей души желаем вам съездить в Тальцы. Удивительное, интересное, нетривиальное место. Таких больше точно нет. А какие там котики! :)
66.
IMG_4631

---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2017 год, март:
Иркутский драматический театр им. Охлопкова. Этот театр обогнал в рейтинге Большой и Мариинку. И мы в этом убедились лично!

Иркутск. Театр пилигримов. Как спасают Иркутск от Стаса Михайлова

Иркутск. Как скрестить тигра с бобром и полюбить его

Тюмень - Иркутск. Нюансы кормёжки на Транссибе. Вы когда-нибудь травились в поездах?

Тобольск. Как я попала в карцер

Тобольск. Почему во всей Сибири лишь один каменный кремль?

База отдыха "Волна". Нужно ли быть моржом, чтобы купаться зимой в Тюмени?

Тюмень. Где прятался Ленин от фашистов

Гостиница "Аврора". Гостиница или квартира? Где мы жили в Тюмени!

Фотообзор: Синий лёд Байкала

+ ДОБАВИТЬ ЭТОТ БЛОГ В ДРУЗЬЯ

+ НАШ ИНСТАГРАМ - о личном и путешествиях


Posts from This Journal by “Сибирь” Tag


promo annataliya july 26, 10:00 222
Buy for 50 tokens
Есть у меня одна знакомая. Давно замужем, дочке 12 лет, сама никогда не работала. Как только вышла замуж, сразу осела дома, благо что муж всегда хорошо зарабатывал. Дом, сколько ее знаю, всегда у нее был - полная чаша, порядок всегда идеальный. И вот, встретились мы тут с ней недавно, зашли в кафе,…

Я тоже очень люблю такие музеи. Всегда в них бываем, когда куда-то едем. Вдруг когда-нибудь и до Иркутска доберемся)

Понимаю, Таня. Для меня такие музеи тоже везде must see. :) Кстати, мне еще очень нравится музей Семенково под Вологдой. Очень крутой. Не были там?

Сейчас бы всех чинушь в Сибирь или за Урал))

Ой, да. Может, не всех, но некоторых я бы туда с удовольствием. :)

Такие музеи мне очень нравятся.

Да, даже за столом буряты прежде, чем выпить рюмку водки, обмакивают в ней кончик пальца и стряхивают брызги в сторону - духов задабривают...)
А вот чего я не поняла, Наташ, это про избу, которая топилась по-черному и крестьяне там жили постоянно, в отличие от горницы, которая использовалась по торжественным случаям...Когда топится по-черному, там не только стены, там все покрывается сажей!.. Ну, в бане раз в неделю можно и отмыть, а в избе как?..

Edited at 2018-05-14 07:53 am (UTC)

Ирин, а откуда вы так много интересного знаете про бурятов?
Насчет изб, которые топились по-черному. Ирин, все именно так, как вы говорите. Мало того, такие были не только в Сибири - туда они пришли позже. А в европейской части где-то в 17-18 веках такое было сплошь и рядом. Мало того, я их даже в Эстонии видела в подобном музее. Как они там жили, не знаю. Видимо, вот так же регулярно вычищали их, как бани.

Бывал здесь давным-давно, когда по Байкалу в поход ходил)

Молодец! По КБЖД ходил?

Были в Тальцах уже после посещения подобного музея им.Пивоварова под Улан-Удэ. После него Тальцы были уже не так интересны. Так-что, неправда Ваша... Есть более интересные подобные места!

В Улан-Удэ я не была. Но могу сказать, что из тех пары десятков подобных музеев, которые я посетила, Тальцы - один из лучших. Мне он даже больше, чем Кижи понравился, если честно. :)

Интересная История! Многое не знал. Спасибо.

Пожалуйста. :)

В старой Уфе (постройка 19в) пожить пришлось. Фактически в гарнизоне на отшибе на Дальнем Востоке и деревня через забор тоже пожить пришлось. Но в таком музее:-))) Интересно конечно

Ух ты, круто! :) А как избы топились? Трубы были?

Интересно, но острог - грустная тема.

Пост читать надо. Там написано, что такое острог в Сибири. 😉

Красочные фото, даже зимы захотелось на пару секунд)

Там уже была весна: +10 градусов и теплынь, как у нас в апреле. :)
Ром, а ты был на Байкале?

Я бы в такой музей точно сходил.


Это правильно. Музей очень зачетный.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Спасибо за интересную экскурсию и информацию

Зажиточно сибиряки жили)

Тоже так считаю. Очень неплохо. :) Вот прямо понятно становится, почему там было такое упорное белое ополчение после революции.

Хорошо показано, словно сам там побывал, дымом по-черному подышал)

Спасибо. Это место такое. :)

?

Log in

No account? Create an account