April 6th, 2013

Таганай

Малые Курилы: люди и птицы, или вороны-мутанты с острова Шикотан

ворона (400x266, 27Kb)Про ворон-мутантов это я в шутку, конечно. :)) "Малые Курилы: люди и птицы" - так называлась лекция в Русском географическом обществе, на которой я побывала в четверг. Сейчас начну повторяться, но у меня и с лекциями, как со спектаклями в последнее время, все лучше и лучше. :)) В том смысле, что эта лекция, на мой взгляд, была самой интересной из всех, на которые я, вообще, ходила в РГО. Ну, везет мне, тьфу-тьфу, да. :)
Рассказывала в этот раз Татьяна Обозова - кандидат биологических наук, научный сотрудник Лаборатории физиологии и генетики поведения Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Но вы не подумайте, она - вовсе не какой-нибудь там унылый ученый пескарь. Вы вглядитесь в лицо этой девушки (фото под катом)! Татьяна - просто до жути увлеченный человек, а какой она рассказчик, вообще слов нет! Мы слушали, смотрели ее видеоролики и фотографии на большом экране и чуть ли рты не раскрывали от интереса. :)) Спасибо ей, короче!
А началось все с того, что несколько лет назад на Малых Курилах побывала подруга Татьяны - Ирина (она, кстати, выступала во второй части лекции и показывала собственные фотографии островов - тоже очень хорошие). Ирина увидела на Шикотане удивительных ворон - очень крупных и агрессивных. Девушка вернулась, рассказала о них Татьяне, показала фото, и та загорелась. В общем, в итоге Татьяна организовала на Курилы целую экспедицию, и даже не одну. Главное, чем они занимались - это составляли кадастр морских колониальных птиц, но и ворон тоже изучали. И, по-моему, про ворон получилось интереснее всего. :))
Щас расскажу.
В общем, правильно шикотанские вороны называются большекрылыми воронами. Размером они с крупного вОрона и ведут себя по отношению к своим собратьям весьма агрессивно. Но, что меня поразило больше всего, так это, насколько же они умные!!! Честное слово, я не знала, что птицы бывают такими.
На Шикотане есть несколько рыбообрабатывающих комбинатов. Так что, главная пища этих ворон - это отходы с этих самых комбинатов. Татьяна даже, как одну из версий появления ворон, назвала как раз наличие комбинатов. Хотя, на самом деле, дело давнее, и кто знает...
Но суть ни в этом. В общем, ворон много, а комбинатов только два, и еды им не хватает. А вот дальше как раз и начинается самое интересное. Для меня загадка, откуда у ворон столько ума, но, как мне показалось, они, чтобы добыть корм, начали думать чуть ли не по-человечески, или очень близко к этому. То есть, у них появилась хитрость и сноровка. Как поведет себя человек, когда голоден, и не откуда взять еды? Найдет, попросит или украдет, верно? Вот и вороны так же! Про попрошайничество я уж молчу - их на Шикотане только ленивый не подкармливает. Но вы только послушайте, что научились делать эти птицы!!!
1. Открывать металлические консервы. Как оказалась разные некондиционные рыбные консервы с комбинатов просто выбрасывают. И вот, вороны находят эти банки, вскрывают их клювом и поглощают еду. Татьяна ни раз была этому свидетельницей и даже сфотографировала весь процесс. И еще был прикол. Когда она впервые решила увидеть всё своими глазами, то пришла в магазин и в полной надежде, что ее сейчас поднимут на смех, спросила у продавщицы: "А какие консервы у вас тут вороны едят?" Но та ей на полном серьезе показала банку и сказала, что лучше эти, так как в них металл по-мягче. :))
2. Выкапывать с огородов картошку и морковь. Ага, клювами и лапами! Представляете? Потом они выедают середину почти до самой шкурки. Я бы сама не поверила, если бы не видела своими глазами фото! А владельцы огородов советуют друг другу не сажать картошку днем, так как вороны видят и тогда точно урожаю не сдобровать! :)
3. Выхватывать у пешеходов легкие сумки, бутерброды. Особенно у детей. Зазевается так какой-нибудь малыш с колбасой в руке. Хвать! И нет больше колбасы.
4. Воровать цыплят со дворов частных домов и яйца с колоний бакланов и других птиц. Кстати, для того, чтобы вороны не крали цыплят, местные жители приноровились те места, где цыплята обычно сидят, обтягивать специальной сеткой. Но все равно, говорят, что иногда вороны проникают и сквозь нее.
Вот такие это звери птицы! :))
А еще шикотанские вороны очень интересно строят гнезда. После землетрясения здесь осталось много бесхозной металлической проволоки. Так вот, вороны собирают эту проволоку и делают из нее этакий каркас гнезда! Татьяна зафотографировала одно из таких (причем, не самых крупных гнезд), так вот, его ширина была 70 см, а вес - 12 кг!!! Утепляют свои гнезда вороны, чем только можно, в том числе... шестью животных. А для этого они, нападают на собак и коров и вырывают у них клочья.
В общем, Татьяна и другие члены экспедиции очень были поражены таким поведением ворон. Ну, еще бы! И решили выяснить, каким образом от одних особей к другим передаются такие вот умственные способности? Это - генетическая память? Передача информация от родителей потомству? Или просто одни вороны наблюдают за другими, делают выводы и поступают сами также? Девушки поставили эксперимент. Они подкормили семейную пару ворон, у которых уже были маленькие воронята. А затем, когда те к ним привыкли, сделали следующее: каждое утро стали ставить в условленном месте четыре маленьких ящичка, прикрытых крышками, - желтый, зеленый, синий и красный. Первые три они оставляли пустыми, а в красный всегда клали какую-нибудь еду. Взрослые вороны вскоре разобрались, что к чему, поняли, что лакомство лежит именно в красном ящике, научились его открывать и съедать все, что там находится. Так продолжалось около месяца, и в это время воронята просто сидели рядом и наблюдали за родителями. Но в какой-то момент самый смелый вороненок подлетел к ящикам, точно так же, как взрослые, попытался открыть крышку и нашел еду. То есть, он в точности повторил действия своих родителей.
В общем, так, Татьяна и другие исследователи сделали вывод, что у большекрылых шикотанских ворон существует внутрисемейная передача информации.
Вот такая была интересная лекция. Я до сих пор под впечатлением! :)
А теперь думаю сходить в РГО на лекцию о Туре Хейердале 19 апреля, на которой будет выступать директор по маркетингу музея "Кон-Тики" из Осло, и не только рассказывать об этом знаменитом путешественнике, но и показывать отрывки из фильма о нем. Кто со мной?
Программа мероприятий РГО на апрель: http://lektorium.rgo.ru/2013/03/programma-moskovskogo-lektoriya-na-mart-2013-g-2/
Collapse )
promo annataliya march 26, 2019 10:02 159
Buy for 50 tokens
История с географией! Ходила тут на почту за посылкой. А у нас отделение с прибамбасом. Есть главное здание и пристройка. Посылки выдают и там, и там. А куда именно отнесли ее в этот раз на выдачу, не угадаешь ни за что! Это на усмотрение почтовиков, и они не докладывают. И вот, прихожу я в…