Наталья Анохина и Антон Фролов (annataliya) wrote,
Наталья Анохина и Антон Фролов
annataliya

Categories:

Москва - 1957

Посетили мы сегодня фотовыставку швейцарского фотографа и путешественника Леонара Джанадды, который в 1957 году приезжал в Москву на Международный фестиваль молодежи и студентов и снимал всю нашу тогдашнюю столичную жизнь.
Выставка меня впечатлила. 1957 год - это уже время начала хрущевской оттепели. Но, несмотря на это, даже по фотографиям Леонара, которому тогда было, кстати, всего 22 года, все-таки еще чувствуется небольшая зажатость наших людей. Кто-то смотрит в кадр и искренне улыбается, кто-то взирает удрученно и устало, кто-то просто испуганно. Но тот факт, что швейцарец спокойно ходил по московским улицам и спокойно фотографировал то, что ему казалось интересным, уже говорит о многом. И мне даже показалось, что тогда у нас было чуть больше свободы, чем сейчас. Сейчас ведь нельзя фотографировать Красную Площадь профессиональной техникой, а тогда было можно и не только это.
Конечно, нельзя говорить о том, что Джанадда снял все, как нужно, и объективно на сто процентов. Но точно можно сказать, что он показал свой взгляд на Москву и СССР того времени. Ведь он - путешественник (за 20 с небольшим своих лет он побывал в Италии, в круизе по Средиземному морю, в США, в Египте и отдельно в Африке), а потому и интересны ему в СССР были, прежде всего, люди. Потому-то он не показывает красоты, которую можно было найти у нас в стране, не показывает и грязи, в том числе, политической. А показывает в основном лица и занятия встреченных им людей. Например, есть у него целая серия фотографий московских уборщиц и дворничих. И, что интересно, те самые металлические ящички на длинной ручке, куда они заметали свой мусор, с тех пор конструктивно совсем не изменились. :))
Фотографии на выставке подписаны небольшими текстами-аннотациями из дневника Леонара. По ним, в общем-то, можно судить, что больше всего поразило его в Москве и в СССР.
А поразила его, например, бедность. До Москвы он добирался пять суток на поезде, и, когда поезд остановился в Киеве на 15 минут, он вышел на вокзал. Дело было ночью, и на вокзале вповалку на полу спали женщины, ожидая своего поезда. Женщины были одеты в платки и старые кофты. Но, как только он решил их сфотографировать, к нему подошел некий сотрудник, сказал, что этого делать не стоит, и проводил назад до вагона. Но памятный кадр он все-таки сделать успел.
Бедность поразила его и на государственном уровне - тем, что советские граждане не могли купить в магазинах того, чего хочется. К примеру, о нейлоновых чулках у нас только слышали, но нигде в то время они еще не продавались. В результате наиболее моднявые девушки ни раз обращались к нему и к другим иностранцам с вопросом: а нет ли у них в запасе чулочков, а не продадут ли? Поразили его и цены на обувь и одежду у нас в те годы. При средней зарплате в 500 рублей, как он пишет, мужские ботинки можно было купить за 300. В принципе, то, что наши граждане одеты бедно и не сопоставимо с иностранцами видно и по фотографиям: тетки в башмаках, платках и халатах, мужчины в помятых пиджаках или военной форме, девушки в школьной форме и редко в нарядных платьях, лысые дошкольники в кепках и штанах на лямках... И, к примеру, он же - Леонар Джанадда на Красной площади: в туристических брюках с накладными карманами, модной толстовке и сандалиях. Если бы я не знала, что эта его фотография сделана в 1957 году, я бы решила, что он - наш современник.
Еще Леонара шокировало то, что наши женщины в ту пору трудились на одном уровне с мужчинами. То есть, он видел их и на стройке, и дворничихами, и на железной дороге, где представительницы слабого пола укладывали рельсы, и на других тяжелых работах. А когда он спросил студентку МГУ, о чем она мечтает, та ответила, что хочет стать водителем автобуса. :) Мы до сих пор с Антоном думаем, это она так прикололась? :)
Ну, и, конечно, русская удаль. Все-таки началась оттепель, во время фестиваля повсюду звучали песни, по вечерам люди собирались на площадях и во дворах, пели, танцевали, веселились. Звучал джаз, запрещенный ранее, и многие советские граждане почувствовали хоть небольшой, но глоток свободы. И вместе с ними почувствовал его и Леонар.
Кстати, по возвращении в Швейцарию, казалось бы, в демократическую страну, его ждала совершенно иная реакция общественности. Несмотря на редкие для того времени кадры, его работы не приняло к печати ни одно издание, ему не предложили сделать ни одной авторской выставки, а в прессе появились статьи, осуждающие его поездку в СССР.
Я же очень рекомендую всем желающим посетить выставку его фотографий. Проходит она в музее личных коллекций до 14 марта.
Это Леонар Джанадда на Красной Площади.
 (641x640, 110Kb)
А теперь несколько фотографий автора, чтобы вы могли иметь представление, о чем это я, собственно, так долго пишу.
 (641x640, 94Kb)


...
 (641x640, 86Kb)


...
 (700x467, 99Kb)


...
 (641x640, 87Kb)


...
 (700x467, 110Kb)


...
 (700x467, 121Kb)


...
 (700x467, 81Kb)


...
 (700x467, 131Kb)


...
 (700x467, 126Kb)


...
 (700x467, 113Kb)


...
 (700x467, 88Kb)


...
 (700x467, 110Kb)


...
 (700x467, 97Kb)


...
 (700x467, 81Kb)


...
 (700x467, 88Kb)


...
 (700x467, 82Kb)
Tags: Москва, Швейцария
Subscribe

promo annataliya march 26, 2019 10:02 160
Buy for 50 tokens
История с географией! Ходила тут на почту за посылкой. А у нас отделение с прибамбасом. Есть главное здание и пристройка. Посылки выдают и там, и там. А куда именно отнесли ее в этот раз на выдачу, не угадаешь ни за что! Это на усмотрение почтовиков, и они не докладывают. И вот, прихожу я в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →