Наталья Анохина и Антон Фролов (annataliya) wrote,
Наталья Анохина и Антон Фролов
annataliya

Category:

По литовским рельсам

Ну, и, наконец, еще один музей города Шяуляя, который мы почтили своим визитом, - это железнодорожный.
Вообще-то, узнав об этом музее, я подумала, что вряд ли мы попадем в него: музей ведомственный, работает по какому-то своему графику, который меняется день ото дня, и сомнительно, что нам повезет настолько, что мы окажемся в Шяуляе как раз в нужный день и час. Однако мы решили испытать судьбу и отправились к железнодорожному вокзалу, на котором, собственно, и находился музей. Ориентиром нам послужил локомотив с прицепленным к нему вагончиком, стоящий на рельсах узкоколейки. Локомотив имел марку РТ-4-153 и, как выяснилось, был одним из поездов, катавшихся в прошлом по литовским узкоколейкам.



...



Железная дорога в Литве появилась во второй половине 19 века. 15 февраля 1851 года было решено проложить ее из Петербурга в Варшаву и Кенигсберг. С этого все и началось, и в сентябре 1860 года в Вильнюс пришел первый поезд. Затем появилась ветка из Динабурга в Радвилишкис и много других. И, конечно, все они были ускоколейными. Весной 1919 года завершилась прокладка узкоколейки в Каунасе между старым городом и Панемуне и началось движение поездов. А вот, первый ширококолейный поезд из Кайшядориса в Радвилишкис был пущен 6 июня 1919 года.
Музей оказался открыт, мало того, нас в нем встретила милая тетушка, которая поведала, что он бесплатный и сильно удивилась и обрадовалась, что мы пришли его смотреть. Еще больше она удивилась, когда услышала, что мы из Москвы.
"Да вы что? К нам москвичи приезжают очень редко! - сказала она и добавила: Раз такое дело, пусть у вас останутся сувениры на память о нашем музее!". С этими словами тетушка полезла куда-то в свои закрома, извлекла оттуда и вручила нам школьную линейку и табличку для расписания уроков на литовском языке и с железнодорожной символикой. Видимо, эти сувениры предназначены шяуляйским школьником, которые и бывают основными посетителями музея.
А музей оказался очень неплох. Сразу было заметно, что создали его железнодорожники-энтузиасты, повернутые на своем хобби-работе. Каждый его уголок был занят каким-нибудь экспонатом.
Вот, например, документы и фотографии разных железнодорожных деятелей.



Вот куски рельсов разной ширины.



...



Вот светильники и семафоры, используемые на железной дороге.



Мы среди коллекции нашли один, особо удивительный: источником света в нем была обычная свечка, которая от ветра пряталась в специальный корпус. (Извиняюсь за качество).



Есть в музее форма железнодорожников, как старая, так и современная.



...



Есть предметы быта. Кстати, в музее очень многие экспонаты собраны при помощи работников железной дороги и их семей, потому-то тут и можно увидеть вещи, которыми они пользуются не только на работе, но и по жизни: посуду, чемоданы, ящики-шкатулки, телевизоры и даже обувь.



...



...



...



Но больше всего нас впечатлили две коллекции - часов и телефонов. Часы тут представлены в основном те, которые вешаются на станциях и вокзалах.



Но есть, например, и подарки отличившимся железнодорожникам. Один из них - выезжающий из тоннеля поезд с циферблатом вместо лобового стекла.



Но нам больше понравились как раз вокзальные часы, а именно те, циферблат которых состоит не из 12, а из 24 делений, то есть часовая стрелка проходит его не за 12 часов, а за сутки. Очень интересные часы. Кому же в голову пришла мысль изготовить такие? Хотя удобно, конечно. В каком бы состоянии человек не находился, он никогда не запутается: утро сейчас или вечер? :))



Коллекция телефонов тоже презамечательная. Говорят, что дети, родившиеся в эпоху цифровых фотоаппаратов, мобильных телефонов и ай-подов, даже не представляют, как пользоваться дисковыми телефонами и принимают их за что угодно, но только не за оные. На самом деле, не так уж много времени прошло с тех пор, как они вышли из употребления и, наверняка, в каких-нибудь конторах они все еще стоят. В музее на них тоже можно полюбоваться во всей красе.



А еще здесь есть один из самых старых станционных телефонов - деревянный, размером со шкаф, с качающейся ручкой и с металлическим звонком-маятником. Думаю, прикольно было бы установить такой дома в качестве городского. :))

В музее мы пробыли около часа. Несмотря на то, что мы осмотрели его весь, любезная тетушка всё не хотела нас отпускать, показывая все новые и новые экспонаты. Увы, посетителей тут не так уж и много. Но, наконец, распрощавшись с ней, мы отправились осматривать Шяуляй дальше. Впереди нас ждала Гора Крестов.
В Шяуляе мы жили здесь.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествия по Литве:
2009 год, октябрь-ноябрь:

Шяуляй. Музей велосипедов. Велосипедный рай
Шяуляй. Музей кошек. Знай кошка своё лукошко!
Шяуляй. Город Солнца
Литовский транспорт
Тракай. Откуда в Тракае караимы?
Тракай и его восемь достопримечательностей
Бельмонт. Французы в Вильнюсе
Как мы в Вильнюсе в оперу ходили
Пара слов о литовской кухне
Про литовцев
Ужупис. Отдельная страна в центре Вильнюса
Вильнюс. Город науки и религии с самым большим в Европе сердцем
Фотообзор: Литва. За девять дней по пяти осенним городам
Tags: Литва
Subscribe
promo annataliya march 26, 2019 10:02 159
Buy for 50 tokens
История с географией! Ходила тут на почту за посылкой. А у нас отделение с прибамбасом. Есть главное здание и пристройка. Посылки выдают и там, и там. А куда именно отнесли ее в этот раз на выдачу, не угадаешь ни за что! Это на усмотрение почтовиков, и они не докладывают. И вот, прихожу я в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments