Собственно, это он.
Находится музей в доме 16 века, где практически все это время жили и занимались своим делом аптекари. Свой аптекарский бизнес они передавали из поколения в поколение, и даже сейчас здесь сохранился небольшой, но явственный запах лекарств и трав. Музей же сделан так, что в нем ощущаешь себя, как будто ты действительно попал в медицинское учреждение средних веков. Первым делом, как только купили билеты, мы очутились в старом кирпичном подвале, где была воссоздана обстановка одного из первых хосписов: кровать с больной женщиной и склонившиеся над ней врач и монахиня.
Но не пугайтесь, хотя, соглашусь, нам поначалу было тоже немного жутковато: в средние века хосписами называли вовсе не те заведения, куда привозили умирать безнадежных больных. От слова "хоспис" произошло современное понятие "госпиталь". Открывали их при монастырях, и поступали туда очень бедные люди и инвалиды, которые не могли оплатить лечение в городских клиниках и относились к самым низшим социальным слоям населения. Порой, таких больных клиники даже не принимали сами, потому что боялись, что зараза и насекомые от них могут передаться другим пациентам. Чаще всего больные в хосписах просто лежали, находясь практически без медицинской помощи. За ними ухаживали монахини и послушницы, на этом все лечение заканчивалось. И только в особо тяжелых случаях в хоспис приглашали врача. Первые хосписы в Вильнюсе и Каунасе появились в начале 16 века, но лишь два века спустя местные власти приняли официальное решение, чтобы при каждом хосписе было закреплено по врачу и фармацевту.
Едва мы начали осматривать музейные экспонаты, к нам спустился пожилой мужчина и сказал, что, если нам интересно, он может провести экскурсию. Сам он не медик, и даже не экскурсовод, но занимался дизайном этого музея, поэтому будет рад, если нам понравится. Когда он узнал, что мы из Москвы, то обрадовался еще больше. Оказывается, в 70-е годы он часто ездил в Москву, на ВДНХ, участвовать в выставках и конференциях, много чего помнит и не прочь поностальгировать. Конечно, мы согласились. Тем более, что большинство подписей к экспонатам было сделано на литовском языке, а мы его не сильно-то научились понимать, даже несмотря уже на недельное пребывание в Литве.
В принципе, большинство музейных залов посвящено фармацевтике, и только один - медицине. Но даже из него мы узнали столько всего интересного, что некоторые факты лично меня шокируют до сих пор. Например, оказывается, что в Европе 13-16 веков уже проводили трепанацию черепа. Конечно, после оной большинство пациентов сразу отправлялось прямиком на кладбище, но были и такие, что выживали. Об этом свидетельствуют несколько черепов, выставленных в музее. В каждом из них можно видеть дыру не меньше двух-трех сантиметров в диаметре и срезанную часть кости черепа.
Что самое удивительное, эти операции проводили без наркоза (тогда его еще не изобрели). Но говорят, что даже удаление части мозга, в принципе, проходит не особо болезненно, так как в мозгу отсутствуют нервные окончания.
Кстати, без наркоза в то время проводили любые хирургические операции. К примеру, при гангрене, когда доктор принимал решение, допустим, об ампутации конечности, больного поили водкой, а затем ударяли чем-нибудь тяжелым по голове, чтобы он не надолго потерял сознание, после чего врач должен был за сорок секунд удалить его конечность. Делалось это обычной пилой, очень похожей на те, которыми сейчас дачники отпиливают ветки деревьев у себя в садах.
Вот такой.
Когда пациент приходил в себя, конечности уже не было, оставалось только проводить дезинфекцию и не допускать нового заражения. Аналогично дело обстояло и в стоматологии. Зубы лечили не часто, а при болях просто удаляли.
Зуболечебные принадлежности.
Еще мне в музее очень понравилась история про колтуны. Как известно, в средние века народ мыться не особо любил. Это считалось занятием не чистым. При этом не редко заводились вши и блохи, и с ними надо было как-то бороться. Для страждущих аптекари готовили специальные бальзамы, в которые добавляли несколько капель ртути. Ими надо было смазывать волосы и все те места, где развились насекомые. Но если с местами все было более-менее понятно, то с головой - не очень. От бальзама волосы склеивались и на голове появлялись колтуны. Срезать же их было нельзя категорически, ибо народ считал, что даны они от Бога, а если от колтуна избавиться, то можно попасть под влияние дьявола. Так с ними и ходили всю жизнь. Самое поразительное, что этот обычай дошел аж до 20 века. И тот колтун, который лежит в музейной витрине, срезали у какого-то деревенского товарища в начале 1930-х годов.
В 16-18 веках практически все фармацевты имели в своих аптеках специальные лаборатории, где производили лекарства. Чаще всего такие лаборатории находились в подвалах.
...
...
Это было удобно потому, что там проще было поддерживать нужную температуру - уже тогда люди понимали, что многие препараты необходимо держать в холоде. С зимы аптекари начинали думать о том, как им жить летом, поэтому в подвалы приносили лед и устраивали там нечто вроде импровизированных холодильников. За лето лед постепенно таял, а лекарства хранились при нужной температуре.
Большинство лекарств изготавливали на основе трав и кореньев, использовали также и яды. Но если для взвешивания ингредиентов при приготовления обычных лекарств у аптекаря, порой, даже не было весовых гирь, и все делалось примерно "на глазок", то к ядам всегда относились гораздо серьезней.
Тут были и весы, и гири, и лекарства на их основе мог делать лишь специально обученный главный фармацевт в специальной комнате, ключ от которой хранился только у него. Правда, купить эти ядовитые лекарства в результате у него мог любой желающий, были бы деньги! О, времена!
Но так, конечно, продолжалось недолго. Да и лечили все-таки в основном людей не ядами. Например, в 19 веке в большом ходу были дистиллированная вода, касторовое масло, которое применяли при расстройстве желудка, и сухое красное вино "Сен-Рафаэль", привозимое из Франции - его прописывали и детям, и взрослым для улучшения состава крови. Детям полагалось пить до трех ложек в день, а взрослым - до двадцати шести, что, кстати, составляло весьма нехиленькую дозу. Воду, масло и вино аптекари тоже хранили в подвалах - в больших деревянных бочках.
Вплоть до начала 20 века все лекарства фармацевты делали вручную: порошки и смеси толкли в специальных ступах, настойки готовили в стеклянных, глиняных и металлических емкостях разных размеров, даже прессы и те были ручные.
Ступка.
Ручной пресс для производства таблеток.
Так что, когда в 1910-х годах появились первые машины на электрическом моторе для производства таблеток, это стало большим прогрессом в фармацевтике. В музее есть экземпляр одной из таких машин, и, что удивительно, она действующая, и мы посмотрели, как она работает. Занимает агрегат добрых пол-комнаты. В круглую емкость насыпается порошок, мотор приводится в движение, и буквально через минуту с другой стороны в чашку начинают сыпаться готовые таблетки. Надо ли говорить, что все, кто в то время видел эту машину в действии, пребывал в легком шоке? Кстати, за несколько лет до этого, сию машину уже использовали по назначению. Правда, тогда электрического мотора у нее не было. А стояла она в помещении неподалеку от железнодорожной станции, а в качестве двигателя использовалась паровая машина стоявшего неподвижно паровоза!
Вот эта машина.
Сюда сыпались готовые таблетки.
Ну, и, наконец, в музее воссоздана обстановка той части аптеки, где фармацевт вел свои бумажные дела, подсчитывал прибыль и принимал посетителей. Этих залов было два. Во внутреннем стояли стол аптекаря, шкафы с медицинской литературой, хранилось что-то вроде небольших запасов уже готовых лекарств в шкафах.
...
...
...
Здесь также аптекарь мог производить те препараты, приготовление которых не занимало много времени.
Во внешнем зале велся прием посетителей, и обставлен этот зал был с наибольшими изяществом, элегантностью и серьезностью, ибо на посетителей требовалось производить впечатление: кожаные диваны и кресла, дубовая мебель, шкафы, заполненные лекарствами, в том числе привезенными из-за границы (без них бы аптека считалось более низкого уровня), фильтр для воды, механическая касса с рекламой модных перпаратов и с обязательной выдачей чеков.
"Прилавок".
Фильтр для воды.
Шкаф с препаратами.
Касса.
Обратите внимание, на стороне, обращенной к посетителям, - реклама.
Чеки.
Особо важных посетителей аптекарь всегда угощал спиртовой настойкой "Три девятки" (ее, кстати, до сих пор производят в Литве). И, действительно, зайдешь в такую аптеку и без покупки выходить не хочется, даже если чувствуешь себя абсолютно здоровым! А особенно после настойки, согласитесь! :)
Ночевали мы не в Каунасе, а в Кайшядорисе в гостинице "Radvilu", а в Каунасе обедали в ресторанчике "Sadute".
----------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествия по Литве:
2009 год, октябрь-ноябрь:
Каунас. Город костелов, фуникулеров и литовских президентов
Гора Крестов
Шяуляй. Железнодорожный музей. По литовским рельсам
Шяуляй. Музей велосипедов. Велосипедный рай
Шяуляй. Музей кошек. Знай кошка своё лукошко!
Шяуляй. Город Солнца
Литовский транспорт
Тракай. Откуда в Тракае караимы?
Тракай и его восемь достопримечательностей
Бельмонт. Французы в Вильнюсе
Как мы в Вильнюсе в оперу ходили
Пара слов о литовской кухне
Про литовцев
Ужупис. Отдельная страна в центре Вильнюса
Вильнюс. Город науки и религии с самым большим в Европе сердцем
Фотообзор: Литва. За девять дней по пяти осенним городам
Journal information