Музейный комплекс "Гала" появился на свет совсем недавно. Несколько лет назад его открыл лично президент Азербайджана Ильхам Алиев. По задумке, в планах было сделать музей интерактивным, то есть, любой желающий мог прийти сюда и не только узнать об азербайджанских традициях, а и сам попробовать испечь азербайджанскую лепешку, взбить масло по старинным рецептам, соткать ковер, выковать на наковальне подкову или постричь верблюда. Задумка была, безусловно, хорошей. Но Азербайджан все-таки оказался не Швецией, а музей "Гала" - не их знаменитым Скансеном. Когда мы пришли в музей, то там, несмотря на воскресный день и прекрасную погоду, не было вообще ни одного посетителя. Впрочем, за исключением охранника, там не было и ни одного сотрудника. И мы, если бы захотели, то могли бы вообще проникнуть на территорию музея без билетов, которые продавались в отдельно стоящем домике метрах в ста от входа, и никто бы этого, как мне кажется, не заметил.
Конечно, при таком раскладе ни о какой интерактивности и нашем участии в чем-либо не могло быть и речи. Поэтому мы просто погуляли по территории музея и посмотрели на то, что там было.
В принципе, музей показался нам довольно-таки симпатичным. Наряду с обычными павильонами, где в витринах стояла старинная азербайджанская посуда и лежали всякие археологические находки, здесь были воссозданы, например, жилища народов, проживавших на территории Азербайджана в разное время.
Древняя посуда и петроглифы.
...
...
Посуда поновее.
Причем, самые старые из этих жилищ, как оказалось, были весьма оригинальными и, порой, больше похожими на чумы, или вообще на муравейники. :))
...
Дольмен.
Но, конечно, гораздо больше нас заинтересовали более современные азербайджанские жилища, которые во многих местах сохранились точно такими же до сих пор. Так, например, мы осмотрели апартаменты деревенского дома - с печкой тандыром, в которой как раз пекут лепешки, с приданным для невесты в виде сундука и множества перин и одеял (я уже как-то рассказывала, что обычай выдавать замуж девушек с таким вот приданным практикуется в некоторых семьях Азербайджана до сих пор).
...
Сундук с приданным и перины.
Маслобойка во дворе.
Осмотрели купеческий дом с каретой во дворе и кучей комнат, устланных коврами - так теперь часто оформляют гостиницы и кафе.
...
...
Тандыр в купеческом доме.
Побывали на рынке, который состоял из нескольких рядов столов под навесами, где расположилась целая коллекция весов и безменов.
...
Причем, и те, и другие я еще помню, как применялись и на наших рынках в 1980-1990-х годах, а, может, и раньше - такие металлические, с чашами.
Но были и еще более древние, которыми сразу и не догадаешься, как пользоваться!
Нашли кузницу, в коей Антон обнаружил молот и наковальню и вместе с нашим водителем задумал что-нибудь выковать. Но так как печь была не растоплена, а меха не раздуты, то с этой идеей им пришлось распрощаться.
Но самыми интересными в музее были живые бараны и верблюды. Нет, это был вовсе не зверинец и не зоопарк. Их содержали здесь примерно в таких же условиях, как содержат в обычных хозяйствах. В музее имелся специальный загон, там стояли корыта с травой и поилки - в общем, все, как полагается.
...
...
...
...
...
При этом, и барашки, и верблюды были абсолютно не агрессивными, давали себя погладить и даже покормить с рук.
Даже наш водитель настолько проникся их дружелюбием, что нарвал где-то травы, принес и с восторгом стал кормить особенно понравившихся ему верблюдов! :)
В общем, животные здорово скрасили наше пребывание в музее, и мы собрались ехать дальше к башням Апшерона. Правда, чтобы добраться туда, нам пришлось сменить транспорт. Водитель довез нас до Мардакана, там мы пересели на свежепойманного частника на стареньком жигуленке, а водителя отпустили, так как время его работы закончилось, и он торопился домой. Частник же - молодой паренек - согласился нас не только отвезти к башням, но потом еще доставить в аэропорт, так как это был наш последний день в Азербайджане, и вечером самолет должен был умчать нас обратно домой. Дорогу он знал просто отлично. Буквально через десять минут, без всяких плутаний мы уже были возле одной из башен.
Всего башен в Мардакане две - квадратная и круглая, 13 и 14 веков соответственно. Мы подъехали к той, что квадратная и самая древняя. Башня была сложена камнем и достигала в высоту метров тридцати. Ее окружала довольно мощная такая же каменная стена, но ворота внутрь были кардинально закрыты, и мы, увидев это, немного приуныли.
Но наш паренек-водитель не растерялся. По-видимому, он уже не в первый раз привозил сюда туристов и прекрасно знал схему попадания к башне. Рядом с ней располагалось небольшое кафе. Водитель зашел внутрь и что-то спросил по-азербайджански, велел нам подождать, удалился и вернулся не больше чем через пять минут с интеллигентного вида старичком, который нес в руке ключи. Оказалось, что дедушка - некто вроде хранителя башни. Нет, вовсе не сторож. Мы не спросили, но по всей видимости, в прошлом он был научным сотрудником, историком или кем-то вроде того. Он отлично знал историю Апшерона, великолепно говорил по-русски и провел нам замечательную экскурсию. Старик, вообще, очень обрадовался, что мы приехали. Сейчас, по его словам, хоть и бывают здесь туристы, но совсем не часто, не так, как раньше.
Мы прошли на территорию башни. Она, как и ее соседка в километре отсюда, в средние века носила исключительно оборонительное значение. То есть, несмотря на крепостную стену, окрестные жители не прятались за ней от нападения врагов. Стена и сама башня служили только для защитников. Площадь внутри была совсем маленькой, и, когда мы зашли, то увидели, что вся она сплошь усеяна многочисленными дырами-колодцами примерно около метра в диаметре каждая.
...
- Это действительно колодцы, - рассказал нам старик. - Вы загляните в них аккуратно. Видите, какие глубокие? И многие из них соединены на глубине друг с другом. В них защитники башни хранили воду и продовольствие.
А враги на башню нападали неоднократно. Башни Апшерона специально строили ближе к Каспию - так, чтобы они могли принять на себя удар врага первыми, дабы защитить расположенные дальше Баку и другие города. Когда с башен видели, что подступает враг, гонец тотчас же направлялся в Баку и сообщал об этом. И пока у башни шел бой, бакинцы успевали подготовиться к собственной обороне, спрятать женщин и детей, а также все ценное.
Осмотрев башню снаружи, мы спросили дедушку, а нельзя ли подняться наверх? Оказалось, что можно.
- Только идите очень аккуратно, - предупредил нас старик, - в башне темно, а подъем очень крут. Но вы справитесь!
Вот это было приключение! В башне было семь этажей. И то, о чем предупредил нас дедушка, лишь очень мягко отражало действительность. Темно? Это не просто темно! Это так темно, что не видно ничего вообще - нигде, ни на каплю - полная чернь! Даже если поднести руку к самому лицу, ее не будет видно совсем, даже контуров! Круто? Это не просто круто! Было похоже, что за те восемь веков, которые простояла башня, лестницу наверх не ремонтировали ни разу. Во многих местах ступени на ней стерлись и подъем превратился в некое подобие тропы, идущей вверх под углом не меньше 50-55 градусов. При этом лестница была винтовая. И надо ли говорить, что фонариков у нас с собой не было? Оступишься - и точно полетишь вниз, и несколько переломов тебе будет обеспечено со сто-процентной вероятностью.
Лестница. Сфотографировали под очень мощную вспышку.
Лишь на этажах, где через окна-щели пробивался свет уже уходившего дня, становилось немного светлее, и мы могли передохнуть.
Но в конце концов, подъем закончился, и мы оказались на башне. Здесь была площадка-крыша, увенчанная башенными зубцами, с которой открывалась замечательная панорама.
...
...
А это - крепостная стена. Мы на нее потом поднимались.
Где-то вдали был виден Каспий, с другой стороны таял в дымке Баку, блестели крышами дома и мечети Мардакана. Солнце уходило за горизонт. А неподалеку стояла еще одна оборонительная башня - сестра нашей.
...
...
Мечеть рядом с башней.
Крепостная стена и колодцы рядом с башней.
...
Мы постояли на площадке минут двадцать и стали спускаться вниз. Спуск удался нам лучше подъема - видимо, уже сказывался наш опыт. А внизу нас ждал старик.
- Понравилось? - спросил он.
- Еще бы! - ответили мы. - Но эта лестница!...
Старик посмеялся.
- Спасибо, что приехали, - сказал он. - Вы когда прилетаете к себе? Сегодня ночью? Вот вам на память об Апшероне. Подрежете дома кончики, и в воду! Она простоит не меньше недели!
С этими словами старик протянул мне дикую фиолетовую хризантему, которую сорвал тут же у крепостной стены.
- Будет напоминать вам о нас.
И действительно, хризантема отлично долетела до Москвы и простояла у нас дома две недели, не давая забыть прекрасную страну, в которой мы побывали - Азербайджан.
В Баку мы жили в отелях "King Palace" и "Buta".
----------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2010 год, ноябрь:
Апшеронский полуостров. Гора Янардаг, храм Атяшгях. Нефть, газ и огонь!
Апшеронский полуостров. Озеро Масазыр. Об азербайджанском гостеприимстве, и о том, как добыть автомобиль соли
Киш и Мархал. Совсем не балканская Албания
Шеки. Про то, как мы к хану в гости ездили
Алят. Много-много грязи!
Гобустан. Как рисовали мезолитяне?
Про азербайджаские вкусности
Азербайджанские ковры
Старик и волк, или самый неожиданный подарок на Новый Год
Про людей Азербайджана
Баку. Город ветров
Фотообзор: Страна Огней
Journal information