?

Log in

No account? Create an account
Оазис Сива

annataliya


Когда-нибудь я обязательно совершу кругосветное путешествие!

Жизнь - это дорога, по которой стараюсь шагать позитивно


Previous Entry Share Next Entry
Как молились шведы на дачах?
Оазис Сива
annataliya
На следующее утро после нашего прилета на самый север Швеции - в городок Лулео, мы решили отправиться в его пригород - в местечко Гаммельстад, расположенное от Лулео в десяти километрах. Там находился старинный церковный город, практически нежилой сейчас, а сформировавшийся в 14 веке за счет того, что шведы, приезжавшие молиться в местную церковь из отдаленных хуторов, построили тут временные дома и селились в них, пока шли службы.
Как вам такие временные дома? :)



До Гаммельстада из центра Лулео ходил автобус под №9, правда, очень редко - один или два раза в час. На нем мы и решили ехать. А пока шли до остановки, немного осмотрели сам город. Несмотря на то, что Лулео считается одним из самых больших городов Северной Швеции, он вовсе не обладает крупными размерами.



Это маленький город на Ботническом заливе, как-то связанный с авиацией (здесь есть несколько самолетов-памятников на пьедесталах и музей авиации), который из-за разведанного неподалеку месторождения железной руды и его разработки превратился в грузовой порт и начал быстро развиваться в 1970-х годах, тогда же в Лулео появился и сталолитейный завод. Сейчас в Лулео проживает около 50 тысяч горожан. Впрочем, каких-то промышленных труб, грузовых портовых кранов в городе мы не заметили.
Центр города.



Тоже в центре.



Вдоль Ботнического залива в Лулео проложена симпатичная набережная с лежачими деревянными креслами, на которых в жаркую солнечную погоду просто прекрасно возлегается под шум волн и легкий прохладный бриз.



...



А в самом центре здесь развернулся целый пешеходный квартал с кучей магазинов, кафе и прочих заведений досуга.



...



Наш путь в Гаммельстад занял около 20 минут. Мы вышли из автобуса на его окраине, где стояло несколько коттеджей, в которых постоянно кто-то жил. Удивительно, но ни один из них не был огорожен забором - прямо к дверям от тротуара здесь шли пешеходные дорожки, а вещи, которыми хозяева пользовались ежедневно, например, детские велосипеды, автомобили и прочие, хранились тут же около дверей, и никто на них не покушался.



Такой белый медведь на дороге обозначает, что проезда дальше нет.



Сам же Гаммельстд раскинулся перед нами буквально через несколько сотен метров. Сейчас он внесен в список наследия ЮНЕСКО, но в Средневековье он был не единственным церковным городом в Северной Швеции.



Таких здесь было 71. Правда, до наших дней дошли только 16, да и те находятся в плачевном состоянии и не подлежат восстановлению. Гаммельстад же уникален еще и тем, что за пять веков здесь не случилось ни одного грандиозного пожара, несмотря на то, что все домики тут деревянные и стоят очень плотно друг к другу.



А первой в этом месте появилась, конечно же, церковь. Сначала она была деревянная, но просуществовала всего около ста лет. В начале 15 века здесь началось строительство новой каменной церкви. Сий факт говорит о том, что уже в ту пору жители Гаммельстада и окрестных хуторов были довольно-таки обеспеченными. Это и не удивительно - они вовсю торговали шкурами и лососем, обитающим в большом количестве в местных реках. Церковь построили быстро и она стоит и по сей день. Ее возвели из больших гранитных валунов красного и серого цвета, отчего выглядит она очень необычно: церковь похожа на огромный дом с крутой крышей, и по такой архитектуре сразу можно сказать, что она очень старая.



...



Внутри нее тоже потрясающе. Алтарь сохранился с 1520 года, он был изготовлен в Антверпене, считается одним из самых красивых алтарей Швеции и содержит сцены из жизни Иисусу Христа. Перед алтарем висит огромное деревянное распятие. Сейчас уже никто не помнит, кто его сделал, но известно, что случилось это в период позднего Средневековья. Говорят, что в день летнего солнцестояния распятие освещается лучами заходящего солнца и представляет собой неповторимое зрелище.



Церковная кафедра выполнена в стиле барокко, богато расписана и позолочена.



А самыми старыми в церкви считаются алтарные стулья. На них сохранилась старинная резьба, а по потертостям сидений можно сказать, что далеко не один-два священников на них присаживались.
Когда мы пришли в церковь, то нас встретил там один из ее служителей. Он задал нам пару вопросов: кто мы и откуда, - поинтересовался, что нас привело в Гаммельстад, а услышав, что мы путешествуем и интересуемся этим местом, просто провел для нас по церкви экскурсию. В конце он сел за орган и сыграл несколько мелодий. Вы слышали, как орган звучит вблизи? Это потрясающе! Его звук настолько чист и красив, что иногда даже ловишь себя на мысли, что вовсе не человек создал этот музыкальный инструмент...



Выйдя из церкви, мы снова пошли гулять по Гаммельстаду. Сейчас тут стоит около 500 домов. Конечно, не все они старинные, все-таки многие не выдержали испытания временем. Самые старые датируются 16-17 веками. Но все они выполнены в одном стиле. Это - маленькие домишки, выкрашенные в ярко-коричневый цвет с белыми дверями и белыми же окошками с широкими, распахнутыми ставнями. Внутри каждого домика, как правило, находится единственная комната, совмещенная с кухней. По высоте эти дома не превышают двух с половиной метров, высокий человек едва сможет пройти в проем их дверей, не нагнувшись, но так было принято издревле, эти домики передаются из поколения в поколение, принадлежат частным лицам, а люди не хотят и не могут ничего в них менять, ибо они теперь - объекты культурного наследия.



В 17 веке было принято решение развивать Гаммельстад не только, как церковный город, а как обычный населенный пункт на берегу моря. Но за столетие море отступило, и люди, жившие в Гаммельстаде постоянно, переселились, основав город Лулео. В Гаммельстад же стали приезжать по-прежнему те, кто жил на хуторах: домишки, как я уже рассказывала, как и раньше, использовались в основном по воскресеньям и большим церковным праздникам, а также в период ярмарок. Здесь, в первую очередь, останавливались ночевать прихожане, не имевшие возможности возвратиться домой в тот же день из-за огромных расстояний, которые предстояло преодолеть.



Но все-таки некоторые оставались жить в Гаммельстаде и постоянно. Жизнь здесь в корне отличалась от той, что приходилось вести на хуторе. В городе появлялось больше свободного времени, работа не требовала такого физического труда, как в деревне. Интенсивно сеять и собирать урожай, заниматься скотоводством здесь было не нужно. Но так терялся истинный смысл церковного города. И в 18 веке власти приняли решение запретить жить в Гаммельстаде постоянно. Сюда, как и в давние времена, можно было приезжать только на службы и ярмарки.



С одной стороны, это, конечно, был странный запрет, но с другой, Гаммельстад таким образом был спасен от многих пожаров. Ведь пожары, как правило, и раньше возникали в основном там, где жил человек.
Что удивительно, этот запрет действует в Гаммельстаде до сих пор. Шведы имеют право пользоваться домиками только в выходные дни и летом, когда приезжают сюда, как на дачи. А еще во время свадебных торжеств - венчаться в здешней церкви стало для многих хорошей традицией.



...



Сентябрь же - уже не сезон для этих мест. "Дачников" нет, туристов тоже, улицы поразительно безлюдны. В Гаммельстаде не работает ни одно кафе (по крайней мере, мы не нашли ни одного), а церковь открывается лишь на несколько часов в день. В выходные все слегка оживает, в 11 и в 20 часов идут службы, которые собирают немало народа. Мы же ходили по абсолютно пустым улицам, словно попали в город, только что неожиданно покинутый всеми его жителями.



И поражались открытым ставням на окнах домов.



Да-да, уезжая с "дач", шведы не закрывают все окна на несколько замков и даже не занавешивают их. Они оставляют их открытыми, не боясь, что кто-то разобьет стекла и проникнет в жилище. В эти окна можно без проблем заглянуть и рассмотреть "дачную" обстановку в домиках. Практически на всех подоконниках стоят в горшках искусственные цветы и маленькие шведские флаги, часто хозяева выставляют сюда растянутые на квадратных пяльцах кружева и разные фигурки.



Внутри имеется плита или микроволновка, стол, застеленный бело-голубой скатертью, диван или двухуровневая кровать, шкафчик с посудой, полотенце на стене, иногда побеленная, оставшаяся от дедушек, печка. Вот, в принципе, и все.



...



Нагулявшись по Гаммельстаду и так и не обнаружив хоть какого-нибудь работающего кафе, мы напоследок решили заглянуть в здешний музей под открытым небом, где можно было познакомиться с деревенскими постройками Северной Швеции и узнать подробности о хуторской жизни и быте. Но и в музее был не сезон. Не сказать, что он был закрыт - пройти и осмотреть постройки у нас получилось, но вот попасть внутрь них не удалось, как и в Скансене. Правда, денег с нас тут не взяли вообще.
В принципе, большинство построек либо повторяют Гаммельстадовские, только превышают их по размерам, либо, вообще, похожи на наши карельские и поморские. Например, точно такие же амбары, как здесь, я видела в музее в Малых Корелах под Архангельском, только у нас они не были покрашены в такой красивый красно-коричневый цвет.



...



Усадьба.



Телефон под старину. Не работал.



...



Жилой дом.



...



...



...



...



...



Рынок.



Оригинальными же нам показались три постройки: конюшня, коровник и туалет. Конюшен в музее было даже две, и обе они были построены по одному и тому же принципу. Здание как бы делилось на две части, а по центру располагался сквозной проем в виде квадратной арки.



...



...



Зачем он был, мы особо не поняли, но известно, что здешние жители к лошадям относились очень трепетно. В редких и очень бедных хозяйствах лошади находились в одном помещении с коровами. Но если семейство было хотя бы среднего достатка, для лошадей всегда старались строить отдельные конюшни.



К коровам относились проще, но зато коровники часто строили каменно-деревянными. То есть, одна часть коровника была сооружена из бревен, а вторая - из гранита. В каменном крыле коровы жили зимой, на лето же их выгоняли на постоянные пастбища, где они и ночевали. Впрочем, если лето выдавалось прохладным, то на ночевки коров загоняли в деревянную часть коровника. Каменную же весной хозяева полностью вычищали и... переселялись в нее сами. Там и жили. Сейчас это, конечно, кажется странным, но шведов 15-18 веков такой расклад вполне устраивал.



И, наконец, туалет. В музее он представлен сооружением 1866 года. Это - небольшой деревянный домик, мало чем отличающийся от современного деревенского сортира. Правда, мест, над которыми надо было непосредственно приседать, в туалете было организовано почему-то сразу три. То есть, получается, что в него люди могли ходить одновременно по трое. При этом друг от друга эти места ничем не отгораживались, а каждый туалет предназначался для одного семейства. Для чего так было сделано, честно говоря, не понятно. Правда, у меня появилась версия. В холодные зимние лапландские вечера, чтобы каждый раз не выпускать из дома тепло, люди бегали "по делам", так сказать, по трое. Сбегали и быстренько назад в дом греться. :))

На осмотре туалета мы, в общем-то, завершили осмотр всего Гаммальстада. Мы благополучно вернулись в Лулео, а вечером отправились дальше на север - в Элливаре, к саамам, покорять Лапландию.
В Лулео мы жили в отеле "Amber", ужинали в очень вкусном ресторане "Corsica".
----------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2010 год, сентябрь:

Транспорт Швеции
Дроттнингхольм. Как живет шведский король? Скромненько!
Стокгольм. Юнибакен. В гостях у сказок
Стокгольм. Корабль "Васа". Королевский и утонувший
Стокгольм. Скансен. Швеция изнутри
Стокгольм. Метро, как произведение искусства
Стокгольм. А вы никогда не мечтали о Нобелевской премии?
Стокгольм. Главный город шведов
На пароме от финнов к шведам
Тампере. Музей Ленина. Ленин всегда живой!
Тампере. Музей "Долина муми-троллей". Муми-тролли навсегда!
Тампере. Город фабрик
Хельсинки. Транспорт
Хельсинки. Суоменлинна. Игрушечная история
Хельсинки. Суоменлинна. Крепость на троих
Хельсинки. "Розовая Пантера" на "Бегущем Городе"
Хельсинки. Миши
Хельсинки. Из лоскутков
Фотообзор: Осень в краю полярных сияний

promo annataliya march 26, 10:02 159
Buy for 50 tokens
История с географией! Ходила тут на почту за посылкой. А у нас отделение с прибамбасом. Есть главное здание и пристройка. Посылки выдают и там, и там. А куда именно отнесли ее в этот раз на выдачу, не угадаешь ни за что! Это на усмотрение почтовиков, и они не докладывают. И вот, прихожу я в…

  • 1

Ваш пост опубликован в LJTimes

Редакторы LiveJournal посчитали ваш пост интересным и добавили его в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes

Re: Ваш пост опубликован в LJTimes

Этот журнал пора уже на постоянной основе там публиковать, т.к. все посты интересные!

Re: Ваш пост опубликован в LJTimes

Спасибо. :)

оооооочень интересно!

Пожалуйста! :)

эх, такие бы гостевые домики в наших монастырях - в Оптиной, в Муроме ,например, и т.п. для посещения которых надо 2 дня как минимум... хороший репортаж, спасибо!

У нас, по-моему, просто такого нет. В Гаммельстаде все домики частные. А у нас для трудников - от церкви, поэтому и условия разные. К тому же даже если взять паломнические туры, то там участников специально настраивают на аскетичные условия проживания. Типа в вере важна терпимость ко всему, в том числе и к быту. Так что, вряд ли у нас вообще такое бы даже чисто теоретически прижилось.

ну, не скажите... одно время вокруг знаменитого Дивеево массово скупались дома в частном порядке, для личного паломничества, да и в Козельске около Оптиной тоже наблюдаются такие поселения - но вот в таком однотипном и регламентированном порядке для всех без исключения, традиционно и сохраненно для истории - конечно, наврядли (...

Не знала об этом.

Ну я думаю, и сейчас такое возможно. Почему бы не скупить домики у, например, стариков, задешево, а потом: а) перепродать втридорога, б) открыть нечто вроде пансиона для паломников, в) возможно и для себя оставить (но если с первыми двумя вариантами не сложилось). Так, например, в Ростове Великом, прям возле Кремля и на улице вдоль озера (с видам на "маковки") объявления о продаже на каждом третьем почти доме (в эту субботу по крайней. А в Дивеево всяких частных пансионов куда взор не кинь, да к тому же сами монахини там алчные до неподобия. Так что вполне допускаю мысль, что мжт пансионы и церковными службами и открываются.
В общем, на мой исключительно субъективный взгляд, в коммерческих целях у нас так дела с жилплощадью у святых мест обстоят. Тут же я так понимаю, и исключительный характер поселений (службы и праздненства и ярмарки), и владений домами не на коммерческой основе.

Да, не исключено, хотя, что касается, перепродать втридорога, то это вряд ли, даже если за дешево никто не покупает.
Ну, и массово я думаю, такое тоже не разовьется. Все-таки паломники обычно - люди не богатые, так что, если за постой будут брать много денег, они там не будут останавливаться.

Э-ээээээ, не знаю насчет вряд ли за втридорога. Например, в том же Ростове, в субботу наблюдали объявления "объект продается и охраняется" - с будкой для дяди. Или вообще беззаборное пространство с домом, покосившемся под лишим углом, тоже с объявлением о продаже, прямо на берегу. То, что за дорого досталось или под личные нужды зем участок приобретался - вряд ли. А то, что могло быть куплено "у бабульки за копье" в целях "наварить мульены", то оч похоже.
А много денег за постой можно и не брать, если, как в то же Дивеево, люди толпами ездят. Возьмут не качеством, а объемом! У нас, в России, даже войны так... выигрывали... к сожалению...

Ну, если только за копье у бабулек. Но сейчас бабульки такие пошли, что тоже палец в рот не клади...
А то, что не качеством, а объемом возьмут, это я полностью согласна. Правда, в результате такой аккуратности, как у шведов, ждать нечего. Понастроят курятников и радуйся.

*громко кивает и энергично поддакивает*

да, именно - личное владение по общему минимуму и без коммерции, иначе ....

Спасибо за интересный рассказ.Так всё красиво, аккуратно в этой Швеции.У нас ещё во времена Брежнева было чисто и аккуратно. А с перестройкой всё полетело в тартарары.

А я, честно говоря, даже не помню особо, как во времена Брежнева было. Я тогда была мелкая. Но вообще, думаю, вряд ли мы по чистоте и аккуратности были близки к шведам. Все-таки, как ни грустно, но культура поведения у нас совершенно другая.

+ стотыщ мильенов
Меня еще напрягают лозунги и призывы на субботники, мол, один раз уберемся, а потом можно смело опять гадить

Ой, и не говори! Эти субботники - вообще были редким маразмом. Тем более, я никогда не могла понять и сейчас не понимаю, почему я должна идти на субботник и убирать за кем-то, если сама не мусорю в принципе?

ага! меня это тоже бесило и бесит. по мне так лучше б штрафы ввели за мусорение или какое прилюдное порицание, в общем что-то действенное и обидное... чтоб неповадно было.

А штрафы есть. Только у нас еще и коррупция есть. И часто проще просто дать на лапу, чем официально оформлять и оплачивать этот штраф. В общем, как не поверни, гнилое государство.

User uhodi_babayka referenced to your post from Небо saying: [...] перфоратора или ведра с краской (такого цвета, чтобы сделать садовый домик, как в Гаммельстаде [...]

User caesariarud referenced to your post from Небо saying: [...] перфоратора или ведра с краской (такого цвета, чтобы сделать садовый домик, как в Гаммельстаде [...]

User briggdew referenced to your post from Небо saying: [...] перфоратора или ведра с краской (такого цвета, чтобы сделать садовый домик, как в Гаммельстаде [...]

  • 1