?

Log in

No account? Create an account
Оазис Сива

annataliya


Когда-нибудь я обязательно совершу кругосветное путешествие!

Жизнь - это дорога, по которой стараюсь шагать позитивно


Previous Entry Share Next Entry
Красноярская ГЭС: снаружи и изнутри
У 33 водопадов
annataliya
Вы думаете, побывав в Красноярске, мы смогли обойти стороной Красноярскую ГЭС? Как бы не так! Мы даже проникли внутрь! :))
Если у вас нет машины, то добраться до Красноярской ГЭС довольно-таки сложно. Сначала надо из Красноярска доехать до Дивногорска на автобусе или на маршрутке. А это 40 километров или почти полтора часа езды общественным транспортом. Затем взять такси и проехать еще три километра к югу. Их, конечно, можно пройти и пешком, но шоссе к ГЭС идет по холмам, спускается и поднимается с горки на горку, и такая прогулка вряд ли покажется легкой и увеселительной. Можно, конечно, попробовать "вписаться" в служебный ПАЗик, которые регулярно возят на станцию работников, но и это сложно, так как их водители обычно знают своих в лицо и не берут посторонних. Но мы так хотели увидеть вторую по величине в России ГЭС, что не испугались трудностей, и однажды утром, на второй день после нашего приезда в Красноярский край, отправились в Дивногорск. Да-да, на маршрутке...



И вот, 40 километров пути преодолены, и мы оказались в центре небольшого городка, на площади с автобусной станцией, маленьким и не очень аккуратным рынком, парой магазинчиков и кафешкой, которая, судя по объявлению на ее дверях, начинала работать только в пять часов вечера. Кстати, кроме нее, других заведений общепита мы в Дивногорске не встретили.



...



Сейчас Дивногорск довольно-таки крупный по местным меркам городок. В нем живет около 30 тысяч человек, многие из них работают в Красноярске и лишь небольшая доля - на гидроэлектростанции и в сфере обслуживания в городе. Дивногорск появился на свет не так давно, а именно в 1957 году - сразу после начала строительства ГЭС и был поселком, в коем жили ее строители и их семьи. Впрочем, это место не пустовало и раньше. В конце 1880-х годов иеромонах Филарет основал здесь Знаменский скит, который с приходом в эти края коммунистов был "переквалифицирован".



А теперь в том здании, которое от него осталось, на мой взгляд, признать скит стало вообще малореально - внешне оно представляет собой деревянную барако-образную избушку из бревен, без куполов, где разместилось несколько каких-то контор. Впрочем, восстанавливать скит из этого "безобразия", наверное, было бы очень сложно, и местные власти совместно с церковью решили возвести в Дивногорске новый деревянный храм и уже к этому приступили. Так что, возможно, через пару лет он уже украсит этот милый городок.



А Дивногорск - городок, действительно, милый. Или, может, это мне такие нравятся? Строили его с коммунистическим размахом, как было принято в те годы. Широкие зеленые террасы, заросшие соснами, спускаются к набережной Енисея.



...



Дома на набережной.



...



А его противоположный берег украшают высоченные, зеленые отроги Саян с выступающими скалами. Кстати, об одной из этих скал дивногорцы передают из уст в уста легенду, которую и нам рассказали. Один из монахов скита был человеком верующим, но в то же время и не оторванным от жизни. И очень хотел встретить девушку, которая его полюбит. Но шли годы, а подходящая девушка все не попадалась. "Раз так, - решил монах, - то взойду я на скалу над Енисеем и брошусь с нее. И если есть бог на свете, то пусть он мне поможет!". Забрался на скалу, прыгнул и... разбился. А помог ему бог или нет, каждый теперь считает по-своему, но истинные верующие говорят, что, конечно, помог - забрал таким образом его в свое Царствие Небесное.
Сейчас скала, с которой прыгнул монах, выкрашена в белый цвет. А рядом с ней стоят другие скалы, и у дивногорцев есть давняя традиция водружать на некоторые из них флаги.



Так, мы даже познакомились с целой династией людей, которые это делают. Раз в несколько лет или тогда, когда флаг поистреплется, на одну из скал поднимается молодой человек по имени Ярослав со своими друзьями и устанавливает там российский триколор. До него это делал его отец, а до отца - дед: тогда он поднимал на скалу еще красное советское знамя. Кстати, в советские годы горы рядом с флагом украшала еще и выложенная из камней огромная надпись, которую можно было прочитать чуть ли не из любой точки Дивногорска: "Слава КПСС". Теперь надпись тоже изменилась, стала: "Дивногорску - 96", а количество лет, которое исполняется родному городу, ежегодно исправляет Ярослав. Правда, почему ему 96, и с какого момента ведет отчет молодой человек, мы так и не поняли.



А, вот самым красивым и живописным местом в городе, конечно, как была прежде, так и осталось по сей день набережная. Здесь, даже несмотря на то, что за последние годы она заметно истрепалась, так и хочется остановиться, остановить мгновенье, и любоваться и любоваться красотой Енисея и Саян... Ух! Просто дух от них захватывает!



Впрочем, в Дивногорске мы побывали не только на набережной. Перед тем, как ехать на ГЭС, мы решили погулять по этому городку, чтобы погрузиться в его атмосферу и понять, чем он вообще живет и дышит. И, как нам показалось, что, хоть и дышит он необыкновенно чистым сосновым воздухом (Дивногорск считается одним из самых экологически чистых населенных пунктов Красноярского края), но живет все-таки прошлым.
Стела на одной из главных улиц города.



Лишь на нескольких улицах города мы заметили хоть какой-то недавний ремонт, далеко не везде шоссе украшал новый асфальт.



Новостроек да и просто какого-то значимого строительства мы не заметили здесь вообще, а выложенные плиткой дорожки одной из главных городских площадей - той самой, где находятся памятник жителям Дивногорска, погибшим в Великую Отечественную войну, и бетонная палатка - памятник первопроходцам-строителям, этакий символ города, заросли травой...
Памятник погибшим в войну.



...



Бетонная палатка.



Площадь перед памятниками.



Хотя, с другой стороны, Дивногорск показался нам очень чистым городком, мы не встретили здесь ни одной помойки или кучи мусора, в людных местах везде стояли опрятные урны, а фасады домов были симпатично покрашены и в большинстве своем выглядели очень достойно и привлекательно.



...



...



Кстати, именно деревянные двухэтажные дома, кои еще сохранились на некоторых улицах по сей день, первыми появились в Дивногорске, именно они пришли на смену палаточному городку, где жили первые гидростроители. И выросли они здесь меньше, чем за год - уже в конце 1957 года из палаток переселились в них последние жители.



...



...




...



А еще в Дивногорске мы побывали в городском музее. Он хоть и был маленьким, но люди, которые им занимались, чувствовалось, что делали это с душой, очень трепетно и любовно относились к своим экспонатам, и даже провели нам небольшую экскурсию по залам, где мы осмотрели множество фотографий, рассказывающих о строительстве Красноярской ГЭС и Дивногорска.



Диораму станции, работу которой можно было увидеть здесь и днем, и ночью (когда "наступала" ночь, на диорамной ГЭС зажигались фонари).



Модель гидроагрегата станции.



Личные вещи начальник строительства Красноярской ГЭС Андрея Ефимовича Бочкина - очень достойного человека, кроме Красноярской, построившего еще Саяно-Шушенскую и Иркутскую станции, а также принимавшего участие в строительстве многих других важных объектов страны.



Кресло, лампа и телефон Бочкина.



В честь него в Дивногорске названа одна из центральных улиц, и на ней стоит памятник.



В музее мы видели бетонные тетраэдры, которыми перекрывалось русло Енисея во время возведения ГЭС.



Оригинальный инструмент под названием вибратор, коим пользовались только женщины. :)) Правда, весил вибратор 16 килограммов, и они им в процессе строительства всего лишь утрамбовывали грунт. :) А еще здесь была лопата Юрия Гагарина. Да-да, оказывается, в начале 1960-х наш первый космонавт тоже побывал на будущей ГЭС, и ему даже давали лопату, чтобы он копал какой-то нужный котлован. Вот такая была мегастройка!
Вибратор и лопата Гагарина.



Ну, а мы, наконец, тоже отправились на Красноярскую ГЭС - конечно, не строить и не копать, а просто увидеть это грандиозное сооружение своими глазами.



Строительство Красноярской ГЭС началось в 1956 году. Именно это место на Енисее, в трех километрах к югу от Знаменского скита, было выбрано не случайно. Здесь русло реки немного сужается, а гранитные скалы подступают чуть ли не к самым берегам. Это было удобно, так как, во-первых, гранит гораздо более крепкий материал, чем, к примеру, какой-нибудь песчаник, и стратегически важный объект лучше всего строить именно на крепких горных породах, а, во-вторых, он же использовался при строительстве самой плотины, и ездить за другими стройматериалами, которые могли бы его заменить, было уже не нужно.
Диорама на ГЭС.



В общем, в 1961 году в водосливную часть плотины уложили первый кубометр бетона, через полгода перекрыли Енисей, а еще через три года теплоход "Красноярский рабочий" привел из Дудинки морской лихтер "Лодьма" с первой турбиной для гидроэлектростанции.
Примерно в километре от Красноярской ГЭС теперь стоит мемориальный комплекс "Слава труду". Он посвящен автомобилистам, принимавшим участие в строительстве ГЭС. В пиковый период в 1967 году в работе участвовали 1120 водителей и 842 автомобиля.



К сожалению, сейчас мемориал не в лучшем состоянии. Многие буквы на постаменте уже отвалились, а вокруг пасутся лошади.



...



Но, в целом, ГЭС строили довольно-таки долго. Так, своей проектной отметки Красноярское водохранилище достигло лишь в 1970 году, а в 1972 году государственная комиссия приняла ГЭС в постоянную эксплуатацию. Приняла с отметкой "отлично", даже несмотря на то, что при строительстве станции были допущены просчеты, повлиявшие на экологию Красноярского края. Так изначально инженеры и строители станции думали, что сооружение плотины и водохранилище приведет к тому, что в районе Красноярска появится не замерзающая зимой полынья длиной в 20 километров. На деле же длина полыньи получилась 200 километров. А из-за этого изменился климат, который стал более влажным и теплым, что отразилось на животном и растительном мире.
Правда, если уж сравнивать вред экологии, которые приносят гидроэлектростанции, с тем, который дают тепловые, то больше его, конечно же, от вторых. А вот, рентабельности - от первых, причем примерно в два раза.
Сейчас для того, чтобы увидеть гидроэлектростанцию во всей красе, можно подняться на мост примерно в 500 метрах от нее вниз по Енисею, что мы, собственно и сделали. Этот мост оказался автомобильным, охраняемым с обеих сторон специально обученными дядечками, но заходить на него и фотографировать с него плотину они нам разрешили - точнее, мы не спрашивали, но и они ничего против не имели.
Кстати, именно с этого моста мы увидели единственный в нашей стране судоподъемник - сооружение, способное поднимать и опускать корабли на платину и с нее.



Он строился для того, чтобы суда могли подвозить грузы для строительства уже другой - Саяно-Шушенской ГЭС, которое велось позже и гораздо выше по Енисею. Собой судоподъемник представляет огромное металлическое корыто на железнодорожных колесах. Судно прямо с воды загружается в него, а затем по рельсам с шириной колеи аж девять метров спускается или поднимается на плотину. Внизу у плотины есть специальная бухточка с небольшим причалом, где оно покидает корыто и плывет дальше, куда ему нужно.



Но вернемся к гидроэлектростанции. Конечно, посмотреть на нее только с моста нам показалось мало, и мы отправились осматривать ее изнутри.



...



Ленин у проходной.



Аккуратно подстриженные кустики крыжовника прямо у входа. Хотя местные его называют почему-то смородиной.



Если же вернуться к ее техническим характеристикам, то Красноярская ГЭС не только вторая по величине в России, но и седьмая в мире. На ней работают 12 гидроагрегатов мощностью шесть тысяч мегаватт. 85 процентов электроэнергии, выработанной Краснояркой ГЭС потребляет Красноярский алюминиевый завод, а все остальное идет на нужды граждан. Всего на станции сейчас работает около 500 человек и больше 50 процентов из них - это мастера и инженеры с высшим образованием. Конечно, в советские годы персонала на станции было задействовано гораздо больше. Но это связано не с тем, что сегодня пришлось сокращать рабочие места по материальным соображениям (персонал на Красноярской ГЭС, кстати сказать, получает неплохие зарплаты), а с тем, что и сюда пришел технический прогресс: если раньше все замеры и их обработка проводились на ГЭС вручную и для этого требовалось много специалистов, то теперь этим занимается автоматика, а специалисты лишь фиксируют показатели - температуры, вибрации, уровня масла, испытания теплоизоляции и прочего.
Доска с фотографиями лучших работников ГЭС - ветеранов и участников Великой Отечественной войны.



Мы с Антоном попали в машинное отделение станции и увидели это собственными глазами. В огромной зале слышался небольшой гул, пол немного подрагивал, но на этом ощущение того, что мы находимся в самом, что ни наесть сердце гидроэлектростанции, где, казалось бы, все должно шуметь, вращаться и быть залитым машинным маслом, заканчивалось. В зале было светло и чисто, на всем его протяжении в ряд стояли круглые красные механизмы - так выглядели верхушки гидроагрегатов, а вдоль стен были установлены компьютеры и приборные панели, за которыми сидели оперативные работники и фиксировали показания приборов. Вот, собственно, и всё.



...



...



...



А если заглянуть в "окошко" гидроагрегата?



...



...



Меж тем, оперативный персонал, к которому относятся мастера и инженеры станции, считается одним из самых главных. Без них точно бы не получилось никакой работы. А ведь Красноярская ГЭС функционирует круглосуточно, и именно эти сотрудники, трудясь здесь в две смены по 12 часов, не позволяют ей остановиться ни на минуту.
Приборы и люди.



...



...



...



...



...



...



...



...



...



Еще нам рассказали, что, конечно, самая интересная и интенсивная работа начинается на станции во время весеннего паводка. В эти дни вода в Енисее обильно прибывает и сотрудники ГЭС должны особенно четко следить за тем, чтобы вся аппаратура и оборудование было в рабочем состоянии, а, к примеру, не находилось на каком-нибудь плановом или профилактическом ремонте.



...



И хотя на самой станции решение о том, открывать дополнительные затворы для пуска воды или нет, самостоятельно не принимается, а делается в согласовании с вышестоящей организацией, все оборудование должно быть наготове, чтобы в случае необходимости это сразу же сделать. Кстати, что касается гидроагрегатов, то с 1995 года уже девять из них заменили на новые, осенью этого года заменят десятый, а в течение еще двух лет - два последних: одиннадцатый и двенадцатый. Так что, катастрофы, которая несколько лет назад случилось на Саяно-Шушенской ГЭС, на Красноярской ГЭС, как нас заверили, произойти не может.



...



Ну, а мы еще немного прогулялись вдоль нижнего бьефа станции, посмотрели на 24 водостока - огромные бетонные трубы, внутри которых вода свободно падает вниз, тем самым, в принципе, и вырабатывая энергию.



...

А затем отправились в обратный путь - в сторону Красноярска.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2011 год, июль:

Красноярск. Бобровый лог
Красноярск. Места столь отдаленные
Красноярск. Город с 10-рублевой купюры
Фотообзор: В Сибирь "по этапу"

promo annataliya march 26, 10:02 159
Buy for 50 tokens
История с географией! Ходила тут на почту за посылкой. А у нас отделение с прибамбасом. Есть главное здание и пристройка. Посылки выдают и там, и там. А куда именно отнесли ее в этот раз на выдачу, не угадаешь ни за что! Это на усмотрение почтовиков, и они не докладывают. И вот, прихожу я в…

  • 1
>>Один из монахов скита был человеком верующим, но в то же время и не оторванным от жизни. И очень хотел встретить девушку, которая его полюбит. Но шли годы, а подходящая девушка все не попадалась. "Раз так, - решил монах, - то взойду я на скалу над Енисеем и брошусь с нее. И если есть бог на свете, то пусть он мне поможет!".

Смешная байка:)))

Впервые слышу про монаха, который ждал, когда его полюбит девушка. Наверное именно для этого он давал обет безбрачия:)
И видимо он вообразил себя круче Христа. Или просто Евангелие не читал никогда:).

"Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. "

Я подозреваю, что это что-то в местной интерпретации. :)) Мы тоже повеселились.

Почему-то этот пост напоминает мне заголовок известной картины - "все в прошлом".
Помните:
"Еще мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей".
Какие были романы и поэмы - хотя кажется все-таки про перекрытие Ангары.
Но все равно - это была наша слава и гордость. А теперь - обшарпанный городок, где по снимкам кажется мало что изменилось за полвека.
Вот эту "ванну" для перевозки судов я тоже помню. Только нам еще тогда говорили, что ее пускали в дело всего пару раз - для перевозки турбин Саяно-Шушенской ГЭС.
Нас еще катали по водохранилищу на катерочке.

В общем сейчас на все это смотришь совсем не так, как тогда.

Да, городок, к сожалению, вот такой... Хотя я не могу сказать, что от него сложились угнетающие впечатление. Такое чувство, что попадаешь в прошлое - это есть. Но развалюх нет, все кругом чисто, то есть, видно, что за ним следят. Не знаю, может, им еще время надо, чтобы его окончательно до ума довести? Честно говоря, мне даже Красноярск в центре показался более убитым, чем Дивногорск.
Мы тоже спрашивали, как часто через плотину проходят суда? Нам сказали, что в последние годы примерно раз в месяц. А строили судоподъемник именно для того, чтобы суда подвозили грузы для строительства Саяно-Шушенской ГЭС. Может быть, как раз для этих целей какие-то мощные баржи по нему два раза поднимались?

Мне, Наташа, Дивногорск тоже краше Красноярска показался, возможно это все из-за твоей писанины)))))) А возможно это из серии "как корабль назовешь" - Дивногорск и вправду дивный. Жаль, что не обновляется, конечно.
А про ГЭС и приятно, и красиво, с одной стороны. С другой, все равно сыкотно. Может там агрегаты и меняют, но Потом и Авоська для русского человека... Ну и если были просчеты (про полынью), которые выявились после, мало ли что еще могли упустить в долгосрочной перспективе. НО! Мощща чувствуется!

Не, я думаю, что, если бы там были какие-то еще серьезные просчеты, то это уже стало бы известно. Все-таки как-никак она уже больше 50 лет стоит. На Саяно-Шушенской же все случилось не из-за просчетов, а из-за того, что оборудование устарело. Нам на Красноярской ГЭС на пальцах показали, как было дело. В общем, вот та красная штука - гидроагрегат, со всей дури взлетела в воздух из-за того, что внутри нее что-то износилось. Тогда все и перепугались, что может рвануть всю плотину. И жертв было столько тоже поэтому.
Что касается Красноярской, то Авось, конечно, никто не отменял. Но авария на Шушенской, как мне кажется, должна была их впечатлить в этом плане. И наверняка они стали проверять у себя не только состояние гидроагрегатов. Все-таки произошло, считай, у соседей. Стремно! А вдруг и у нас тоже! К тому ж наверняка после аварии на Шушенской, на Красноярскую сразу кучу проверок заслали. Это если по психологии рассуждать. А так уверяют, что все меняют в срок.

Круто! Спасибо за рассказ! А как вы на ГЭС-то попали? Туда что, свободный доступ для посетителей?

Не, свободного нет. Мы заранее договаривались. А вообще попасть можно, если набирается группа. Надо заранее написать заявку и тогда будет экскурсия. Ну, и всякие детдома, школы, профильных студентов тоже пускают.

Кроме маршруток ходят и электрички, станция недалеко от Енисея, как раз под лестницей с террасами. Такси брать не обязательно - там приятно пешком прогуляться. В середине только небольшая промзона, а так нормально. Еще у проходящих автобусов (Абакан и все в ту сторону) есть остановка прямо у моста, можно так доехать.

Нет, с электричками сейчас всё глухо. Ходит одна с утра из Дивногорска в Красноярск, и одна вечером из Красноярска обратно. Просто многие работают в Красноярске - подстроено под них.
Насчет прогуляться до ГЭС - ну, я бы не сказала, что там приятно. Специально рассматривала дорогу. Промзона там действительно небольшая, но, во-первых, холмы, во-вторых, очень узкая обочина, в-третьих, клещи, если вдруг захочется свернуть с нее в травку. Не вариант, в общем.
Автобусы на Абакан ходят, но тоже редко - несколько раз в сутки.

Впечатляющий объект... Пугающий даже, я бы сказала.

Чем он тебя напугал?

А я вот внутри ГЭС не был, снаружи смотрел только. Кстати, такси в Дивногорске брать необязательно, там ходят городские автобусы. Я до ГЭС шёл пешком, потом сходил на левый берег и там погулял, потом вернулся через мост обратно и у ГЭС сел на автобус (так как уже устал).

Да, ходят. Но они междугородние и ходят очень редко.

Воооот! Нашла! Как раз ТА информация, о которой хотели тебя расспросить. Поняла, что попасть во внутрь ГЭС нам не светит, а в Дивногорск можно попасть, - если повезет с междугородним автобусом. Стоит напрягаться, чтобы попасть в Дивногорск?

Да я же вроде Пусу все подробно рассказала уже по Дивногорск. У ГЭС сходите на мост. Откуда вид красивый. Дивногорск, в принципе, приятный город и там есть неплохой музей о строительстве ГЭС.

  • 1