Наталья Анохина и Антон Фролов (annataliya) wrote,
Наталья Анохина и Антон Фролов
annataliya

Categories:

За полярным кругом... дождь

Утром в четвертый день плавания теплоход прибыл в Игарку. До Дудинки - последнего пункта водной части нашего путешествия - ему оставалось пройти около 12 часов. И Игарка, не считая деревень, была последней остановкой "Валерия Чкалова". Стоянка здесь должна была быть часовой, но капитан из-за опоздания снова сократил ее, правда, в этот раз не намного - до 50 минут. Дождь поливал по-прежнему, но мы не испугались и отправились осматривать город.



Игарка, как Туруханск, Курейка и другие села и деревни вдоль Енисея, тоже долгое время была местом ссылок. Кроме того, в 70 километрах к югу от нее, в том месте, где Енисей делает большую петлю, находился поселок Ермаково - бывший опорный пункт строительства железной дороги Салехард - Игарка, которая имела кодовое название "Стройка №503". Эту дорогу, а она вскоре стала называться "Мертвой железной дороги", строили заключенные из расположенных здесь лагерей ГУЛАГа. Строительство продолжалось шесть лет - с 1947 по 1953 годы. В общей сложности, на нем работало больше ста тысяч человек. Так как работы велись вручную, в суровых условиях Заполярья, очень многие из них погибли...
К сожалению, посетить Ермаково у нас не получилось. Добраться до него сейчас можно разве что вертолетом, так как никаких дорог от Игарки к нему нет. А чтобы попасть в него с берега Енисея, нужно пройти около семи километров по бездорожью лесотундры. Но говорят, что те, кто добирается туда, по сей день могут увидеть остатки ГУЛАГа, а в тундре - брошенные стройматериалы, рельсы и паровозы. Стройка, как известно, сразу после смерти Сталина была спешно свернута, и всё бросили так, как было. Когда же она велась, то на участках трассы через каждые пять-семь километров возводились лагеря для заключенных. Каждый из них представлял собой квадратный участок размером 200 на 200 метров. Он был огорожен тремя рядами колючей проволоки, внутри стояли бараки, хозяйственные помещения и казармы для охранников. Летом железнодорожную насыпь строили по упрощенной технологии. Песок для отсыпки полотна добывали в долинах рек, вдоль которых продвигалась трасса. Лес доставляли сплавом по Енисею, где его заготавливали тоже заключенные, рельсы - поездами по уже построенным участкам железной дороги. Так как работы велись в условиях вечной мерзлоты, то они без новых строительных технологий, которые тут, разумеется, не применялись, были обречены. Забитые в вечную мерзлоту опоры со временем льдом выталкивались из нее. Ледяные линзы при оттаивании вызывали осадку построенных объектов. Так, к 1953 году было построено всего лишь 67 километров железнодорожного полотна, в то время, как по плану продолжительность дороги должна была быть 1263 километра...
Фото остатков стройки №503 с сайта http://barrier.marshruty.ru
стройка №503 (700x466, 163Kb)


Кстати, именно в одном из лагерей при стройке №503 провел несколько лет писатель Роберт Штильмарк - помню, как в юности я зачитывалась его приключенченско-путешественническим романом "Наследник из Калькутты". Причем, он не только провел, но и как раз именно там написал этот роман. Точнее, его заставили. А дело было так.
У нарядчика лагпункта № 10 Василевского, который был осужден по уголовной статье, была навязчивая идея: написать исторический роман, который прочитает Сталин и за это сразу освободит его из лагеря. Но, увы, писать он не умел. И тут, просматривая личные дела прибывшего этапа, в деле Штильмарка Василевский углядел пометку "писатель". Мозг у нарядчика сразу заработал в нужном направлении. Он освободил Роберта Александровича от общих работ (до тех пор он был на стройке топографом) и обязал его писать роман. Штильмарка он поместил в отдельную каптерку, дал пайку, как если бы он выполнял производственную норму выработки заключенного. В этой каптерке при свете керосиновой лампы и был написан "Наследник из Калькутты" за один год и два месяца. Рукопись, переписанная набело, была забрана в переплет, на изготовление которого пошли обложки личных дел и шелковая рубашка одного из заключенных. В таком виде под авторством, конечно же, Василевского, трехтомный рукописный труд был передан в Политотдел Управления строительства № 503.
Дошел ли он до Сталина или нет, история умалчивает. Но благодаря ему ни Василевского, ни Штильмарка из лагеря не освободили. Правда, позднее сыну Роберта Штильмарка Феликсу удалось получить эту рукопись в КВО ГУЛАГа на Садовом кольце в Москве. А тогда при содействии фантаста Ивана Ефремова "Наследник из Калькутты" был издан в Детгизе. Авторами значились Василевский и Штильмарк. Уже потом решением Народного суда Куйбышевского района города Москвы роман стал выходить под одной фамилией действительного автора Роберта Александровича Штильмарка.
Роберт Штильмарк.
роберт штильмарк (700x549, 38Kb)


...Когда мы еще только подходили к Игарке, то видели на берегу кирпичные и панельные пятиэтажные дома. Они, хотя и не были ахти какими шедеврами архитектуры, но выглядели вполне прилично.



...



...



...



Когда же мы поднялись от видавшего виды дебаркадера вверх по лестнице в город, то нашему взору предстала совсем другая картина.



На самом краю обрыва стоял крест, а рядом с ним старая мемориальная доска с портретом-барельефом Отто Юльевича Шмидта, коий в 1935 году выступал здесь с речью.



...



Чуть дальше, заросшая кустами и травой с человеческий рост "красовалась" плита с барельефами строителей и других героических людей, установленная здесь к 50-летию Октябрьской революции.



...



А еще дальше находилась высокая деревянная стела "Игарка" с числом 1929 - годом ее основания. Вокруг плиты со строителями среди бурьяна еще виднелись следы бетонной дорожки и чего-то смахивавшего на бывший скверик. Но от всех трех "памятников" в целом веяло былым величием социалистического времени и полной нынешней заброшенностью. И ведь это - в важном месте города, там, куда причаливают теплоходы, и где с их трапа сходит немало пассажиров.



От стелы в город вело три дороги. Та, которая шла направо нас не впечатлила, потому что точно так же, как в Туруханске, являла собой грунтовку, из-за дождя превратившуюся в скопище жидкой грязи. Та, которая шла налево, внушала больше оптимизма. Она была сложена из бетонных плит, а где-то метров через сто вдоль нее мы обнаружили несколько баракообразных домиков.



...



Та же, что шла прямо, далеко на горизонте заканчивалась памятником Ленину. Туда-то мы и отправились. Пока мы шли по этой дороге, то встретили две автобусные остановки с печальными, ожидавшими автобуса пассажирами. Ни какого либо другого транспорта здесь не было.



А из местных жителей нам встретились лишь две тетушки. Одна из них в камуфляжном плаще бодро шагала в сторону бараков, а другая несла пластмассовое ведро - видимо, собралась за ягодами.



...



Но самым печальным было другое - с обеих сторон от дороги виднелись только фундаменты бывших домов. И все они были обгоревшими. Что случилось на этой, полной раньше жизни, улице? Какой-то большой пожар? Или со временем люди перебрались в другие районы города, а свои дома забросили? Но ведь, повторюсь, это - одно из важных мест города, улица, ведущая к пристани.
В Игарке, по последней переписи, живет около восьми тысяч человек. Здесь действует лесопильно-перевалочный комбинат и порт, способный принимать морские суда. Но где это всё?..
Мы дошли до памятника Ленину. Как и все, виденные нами до этого памятники города, он зарос травой и кустами.



За ним стояло несколько жилых домов, которые тоже навевали уныние и депрессуху, и магазин-палатка... Такова жизнь...



...



...



...



...



Мы вернулись на наш корабль. С него вовсю продолжалась разгрузка привезенных в Игарку фруктов и овощей. Картонные ящики заняли чуть ли не весь проход на дебаркадере. Что поделать, теплоходы по Енисея и небольшие самолетики - до сих пор здесь единственный способ доставки товаров и продовольствия с "большой земли".



...

О том, как не за дорого отправиться в круиз по Енисею.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2011 год, июль:

Туруханск и Курейка. Туда, где был ГУЛАГ и Сталин сидел в ссылке
Сибирские деревни
Вниз по Енисею на теплоходе "Валерий Чкалов"
Овсянка, сэр!
Дивногорск. Красноярская ГЭС: снаружи и изнутри
Красноярск. Бобровый лог
Красноярск. Места столь отдаленные
Красноярск. Город с 10-рублевой купюры
Фотообзор: В Сибирь "по этапу"
Tags: Красноярский край, Сибирь
Subscribe
promo annataliya march 26, 10:02 159
Buy for 50 tokens
История с географией! Ходила тут на почту за посылкой. А у нас отделение с прибамбасом. Есть главное здание и пристройка. Посылки выдают и там, и там. А куда именно отнесли ее в этот раз на выдачу, не угадаешь ни за что! Это на усмотрение почтовиков, и они не докладывают. И вот, прихожу я в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments