?

Log in

No account? Create an account
Оазис Сива

annataliya


Когда-нибудь я обязательно совершу кругосветное путешествие!

Жизнь - это дорога, по которой стараюсь шагать позитивно


Previous Entry Share Flag Next Entry
Наталия Роллечек. "Деревянные чётки".
Абу-Симбел
annataliya
"Есть милосердие, которое как издевка, оскорбляет всякое человеческое достоинство. Открытая ненависть лучше этого великодушного милосердия".
Несмотря на то, что книга больше предназначена для детей и подростков, это, по своей сути, - автобиографическая повесть. Наталия Роллечек - польская писательница рассказала о своем детстве и юности. Повесть состоит из трех отдельных частей под названиями "Милосердие", "Клуб молодых полек" и, собственно, "Деревянные чётки". Эти части не являются одна продолжением другой. Наоборот, в "Клубе молодых полек" говорится о событиях, которые происходили уже после изложенных в "Деревянных чётках". Поэтому читать их можно даже не по порядку.
деревянные четки (312x459, 29Kb)Действие происходит в Польше 1930-х годов. Семья Натальи, в которой, помимо нее, есть еще старшая сестра Луция и совсем маленькая Иза, мать и отчим, терпит настоящее бедствие. Времена стоят такие, что найти работу просто нереально и денег на проживание практически нет.
В "Милосердии", чтобы как-то спасти положение, мать уговаривает баронессу, чтобы она взяла старших девочек на каникулы в свое поместье. В итоге мечты 13-летней Натальи и 15-летней Луции о замечательном лете разбиваются в прах. Вместо прогулок по графскому парку они сидят в выделенной им темной комнатке у самого чердака, вместо игр с хозяйскими детьми и общими обедами в гостиной они читают религиозные журналы и перебиваются скупыми обедами на кухне.
"Клуб молодых полек" - это действительно клуб, который создает молодая, умная и красивая графиня Кристина, чтобы бедные молодые девушки могли проводить в нем свободное время - играть в шашки, читать книги, вязать, устраивать танцы и т.д. и т.п. Правда, бразды правления клубом Кристина держит при себе, а если девушки начинают проявлять инициативу, она ее в корне пресекает. И клуб в результате становится этакой игрушкой в ее руках, а ее стремление к добрым делам, по сути своей, игрой в милосердие. Хотя, конечно, с другой стороны, никто насильно не заставлял ходить в клуб девушек. И зачем это надо было делать, если им не нравилось, я, честно говоря, так и не поняла.
Часть "Деревянные четки" показалась мне самой сильной из всех. Наталью отправляют в сиротский приют католического францисканского монастыря в Закопане. И вот тут-то и начинается самое страшное, отчего каникулы у баронессы и клуб у графини покажутся детским лепетом. Приют больше напоминает типичную тюрьму. Мало того, что вставать девочкам приходится в пять часов утра, мало того, что на прогулки на свежем воздухе им выделяют всего по два часа в день, им приходится постоянно трудиться непокладая рук, в том числе, выполнять такую работу, которая может быть под силу разве что нескольким взрослым. Например, однажды Наталье поручают полностью вымыть костел. 14-летняя девочка тратит на это целый день и ей приходится ложиться спать только в три часа ночи, притом что подъем в пять утра для нее никто не отменял. В результате, после нескольких таких поручений Наталья становится плохо, и она предпочитает залить себе глаза денатуратом, лишь бы избавиться от такого тяжкого задания. С едой в приюте тоже не здорово: кружка кофе и два ломтика хлеба на завтрак, жидкий суп и три картофелины на обед, каша на ужин. Согласитесь, рацион чем-то изрядно напоминает рацион узников концлагерей?.. Ну, и, конечно, молитвы, молитвы и еще раз молитвы! В общем, как-то совсем не удивительно, что, в конце концов, одна из приютских девочек изрекает: "Ты знаешь, я уже перестала верить в бога. Столько лет мне силой вбивали его в голову, в сердце, в уши, что мне всё это надоело!"
Наталья прожила в приюте при монастыре два года, а потом каким-то чудом все-таки уговорила мать забрать ее оттуда.
Повесть была написана автором уже после войны. Как я говорила, книга больше подходит для детей и подростков - язык в ней очень простой и легкий, без выкрутасов. К тому же особенно во второй части в ней здорово прослеживается явная социалистическая направленность, чувствуется, что Роллечек коммунистов искренне поддерживала всем сердцем и душой. Но в то же время, как мне кажется, "Деревянные чётки" могут быть интересными и для взрослых, хотя бы для того, чтобы иметь представление о том, что из себя представляло католичество в первой половине прошлого века.

Buy for 60 tokens
Название: "Ее высочество в бегах". Форма: роман. Статус: в процессе написания. Дедлайн: середина ноября 2019 года. График выкладки: понедельник, среда, пятница. Жанры: детектив, фэнтези, лавстори. Аннотация: Нелегко быть дочерью короля светлых эльфов. Сбегаешь из дома,…

  • 1
хорошая книга ) написана беззлобно, но я плакала когда читала

Соглашусь, очень по-доброму написана. А вы читали в детстве или сейчас?

Да, безусловно она более детская.

>>Но в то же время, как мне кажется, "Деревянные чётки" могут быть интересными и для взрослых, хотя бы для того, чтобы иметь представление о том, что из себя представляло католичество в первой половине прошлого века.

Я все же не уверен, что по книгам, выпущенным в соц. стране можно получить объективное представление о католичестве. Это все равно, что читать про Белое движение у советских авторов.

Все-таки книга автобиографична. А в Польше, хотя она и была страной соцлагеря, не было особого государственного гонения на церкви. Так что, какой смысл врать?

Понятно, что дыма без огня не бывает. Но ведь можно чуть сместить акценты, что-то не договорить, и т.д. В общем создать определенный настрой у книги. Очевидно же, что положительную книгу бы тогда не напечатали. Гонений сильных не было (народ бы не позволил), но и пропаганды тоже.

Да понимаешь, Ролличек ведь даже не единственная, кто об этом пишет. Пару лет назад вышел ирландский фильм "Сестры Магдалены". Там действие происходит в Ирландии в монастыре где-то в 1960-х. Та же самая картина. Больше тоже похоже на концлагерь, чем на монастырь. И фильм тоже снят по воспоминаниям одной из главных героинь.
Я думаю, что просто тогда были именно такие времена. Сейчас общество стало более гуманным и, конечно, что-то подобное встретить уже сложнее.

Да, я видел этот фильм. Лет 5-6 назад он вышел.
Монастырь - это не санаторий, там весьма много работают, сейчас может условия и получше, но все равно.

Да понятно, конечно. Сейчас, по крайней мере, вряд ли есть голод и непомерный труд от зари до зари. Все же, технологии тоже шагнули и многое, что раньше делалось вручную, теперь уже можно сделать механизированным путем.

Труда хватает, голода нет:)

Труда всегда хватает. Но серпами больше не жнут и простыни вручную не стирают, разве что в исключительных или совсем уж в тяжелых случаях.)

Ну это да:)
Вот, кстати, есть журнал очень хорошей монахини из Ивановского монастыря:)
http://mioanna.livejournal.com/

  • 1