Наталья Анохина и Антон Фролов (annataliya) wrote,
Наталья Анохина и Антон Фролов
annataliya

Category:

Гаура Пурнима, или Рождество по-кришнаитски

Итак, в прошлое воскресенье мы с Антоном побывали на Фестивале ведической культуры и философии. Так этот фестиваль назывался официально. А если по-простому, то это был самый настоящий вайшнавский праздник Гаура Пурнима, коий кришнаиты отмечают "в честь прихода Господа Гауранги, который пролил свою милость на людей, подарив Любовь к Богу в виде Святого Имени"! Вот так написано на сайте организаторов фестиваля! А еще тем, кто все равно в танке, говорят, что этот праздник для кришнаитов подобен Рождеству в Христианстве.



Но давайте-ка я вам все-таки поподробнее расскажу. Я сама перед этим фестивалем ничего не знала ни о нем, ни о празднике Гаура Пурнима. В общем, начну с того, что ветвей в индуизме очень много. Непосвященному в это дело человеку разобраться во всех них, по-моему, вообще, малореально. Поэтому просто скажу, что одна из таких ветвей - вайшнавизм. Заключается вайшнавизм в том, что его приверженцы поклоняются богу Вишну и его аватарам Кришне и Раме. Но у вайшнавизма тоже есть несколько ветвей. Нужная нам называется гаудия-вайшнавизм, она же бенгальский вайшнавизм или, что у нас с вами больше на слуху, - кришнаизм. Ну, а последователи гаудия-вайшнавизма - это как раз и есть кришнаиты.
2.



Впрочем, если разобраться, то ничего сложного нет даже в названии. Гаудия - это название провинции в Восточной Индии, а "вайшна" происходит от Вишну. Да и самих кришнаитов все мы в своей жизни, наверняка, встречали ни раз. А Антон вчера даже прочитал в какой-то статье, что после распада СССР кришнаизм в России стал чуть ли не второй по многочисленности приверженцев религией (правда, не знаю, подсчитали ли авторы мусульман?). Впрочем, я сама помню, как в середине 1990-х чуть ли не на каждой станции метро встречались мальчики с толстенными томами Бхагават Гиты, с календариками с Кришной, раздававшие их за пожертвования или просто дарившие. Я даже такую книгу как-то начала читать, да. :) Ну, а если говорить, о визуальном, то кришнаиты - это те самые люди, которые в белых и оранжевых свободных одеяниях, с барабанами в руках ходят по улицам, радостно поют и танцуют. Еще мужчины у них часто бреются наголо, оставляя из волос лишь этакие чубчики, а еще они рисуют на лбу такую желтую полоску. Это - священный знак, который правильно называется тилака. Рисуют его кришнаиты желтой глиной, а изображает он две вертикальные линии, которые олицетворяют "лотосные стопы" Кришны.
Впрочем, это больше в Индии, наши кришнаиты делают себе тилаку не все и не всегда.
3.



4.



Вот на такой праздник мы и попали. Вообще, что больше всего меня поразило, так это то, что чуть ли не 90 процентов всех пришедших на фестиваль, были одеты в индийские наряды. Девушки и тетеньки - в яркие сари, мужчины - в мужские национальные костюмы (увы, как они называются, не могу сказать - подскажите, кто в курсе). Честно говоря, учитывая чисто славянские физиономии многих, это выглядело очень необычно. Карнавал - не карнавал, даже сложно объяснить... Но вы, наверняка, поняли, что я имею в виду. :) Впрочем, дабы пресечь реплики тех, кто не совсем меня понял, я ничего против этого не имею, хотя да, лично мне привычнее, когда индийскую одежду носят темноволосые индийцы и индианки. :)
5.



Даже маленькие детки были наряжены традиционно.
6.



7.



8.



Впрочем, если у кого-то своего сари не было, то можно было купить его на месте или взять напрокат.
9.



10.



Как только мы вошли в здание Форум-холла, где проводился фестиваль, так буквально сразу очутились посреди индийского базара. Чего тут только не было! Лавки с индийскими украшениями.
11.



С благовониями, маслами, всякими аюрведическими штуками и ведическими дисками и книгами.
12.



13.



С разными вкусностями.
14.



15.



Здесь же всем желающим делали рисунки аквагримом и хной. Даже вот таким мелким малюскам. :)
16.



Но мы по базару погуляли недолго, из-за огромной занавеси, отделявший холл от главного зала, раздавалась музыка, и было ясно, что самое интересное действо разворачивается именно там. И мы не ошиблись, всё так и оказалось.
По кришнаитской традиции мы разулись перед входом в зал и вошли. Перед нами предстало огромное, застеленное коврами пространство со сценой. На коврах сидели зрители, а на сцене шел спектакль, разыгранный в индийских традициях. Хозяин и слуга о чем-то спорили, что-то доказывали друг другу. Но, к сожалению, говорили они очень тихо и, пока мы не подошли к самой сцене, разобрать, о чем шла речь, было невозможно.
17.



Когда же мы подошли, спектакль неожиданно закончился, и артисты вышли на поклон.
18.



Обратите внимание, сколько зрителей в зале! На мой взгляд, любой театр может позавидовать. :)
19.



Следующим пунктом программы должен был стать концерт. Но пока артисты готовились, мы отправились рассматривать алтарь, который стоял прямо рядом со сценой.
Вообще, кришнаитские алтари - очень красивые. Собой они обычно представляют этакие горки немногим выше человеческого роста, залитые светом. На горках стоят украшенные яркими тканями, цветами и блестками божества, которым делают подношения в виде фруктов, гирлянд цветов и денег. Сюда же, я видела, как некоторые женщины подносили и ставили фотографии близких, а потом в конце праздника их забирали. Видимо, считалось, что за это время Кришна как-то сможет им помочь. Рядом с алтарем стояла девушка в красивом сари и с пушистой метелкой и обмахивала ею алтарь. Другие подходили молиться. Они садились на колени перед алтарем и что-то шептали.
20.



Детали алтаря.
21.



22.



Кстати, что еще интересно. Во все время фестиваля здесь работала детская комната-развлекаловка. И там у малышей тоже было нечто вроде детского алтаря - с игрушками, фруктами. И что самое удивительное, детишки по примеру взрослых подходили туда молиться, ну, или просто что-то попросить у Кришны. :))
23.



Детская комната. Играют, рисуют, моделируют из конструктора, просто что-то мастерят и бесятся. :))
24.



Но вернемся к фестивальной программе. Как я уже говорила, после спектакля планировался концерт. Правда, начался он не сразу. Сначала на сцену вышла ведущая и объявила, что, пока артисты готовятся, решено провести этакий танцевальный джем. К сцене вызвали две команды профессиональных танцоров: какую-то группу девушек из Питера и группу ребят под названием "Мантра Йога". Ребята, за исключением нескольких, сразу уселись на пол и достали свои музыкальные инструменты - им предлагалось задавать ритм предстоящим танцам, а все остальные должны были по очереди танцевать. У кого лучше получится, тот и молодец!
К танцевальному джему готовы!
25.



А танцевали - брейк и хип-хоп!
26.



Антон не проникся, но мне, вообще-то, понравилось. И у ребят, и у девчонок все движения были отработанными и четкими, не случайно, что профессионалы. А победила дружба.
Ну, а затем уже начался концерт.
Первым на сцену вышел дяденька. Он спел вполне светскую и красивую лирическую песню. Единственное, что напоминало о том, что песня имеет отношение к ведической культуре, это ее припев: "Хари Кришна! Хари Рама!"
27.



После него на сцену вышел целый ансамбль, и когда он заиграл и запел, ошибиться в том, где мы находимся, стало уже совершенно невозможно. Ансамбль выступал около часа. И все это время солисты на все лады пели "Хари Кришна! Хари Рама!" Вы себе представляете!!! Причем, даже мелодия у всех этих песен была примерно одинаковая, менялся разве что их темп. Других слов тоже не было! В общем, каюсь, я притомилась уже минут через пятнадцать и отправилась гулять по индийскому базару. Но Антон выдержал весь концерт! Когда же я спросила, как он ему? - муж ответил, что позитивненько. :))
После концерта на сцену поднялся пожилой мужчина. Его представили, как магараджу, то есть, насколько я поняла, великого учителя у кришнаитов. Магараджа приехал из Лондона (он сейчас там живет), говорил только по-английски и его речь переводил переводчик. В принципе, прослушав его лекцию, мы поняли, что у кришнаитов и у православных верующих есть в вере общие позиции. И те, и другие призывают к беспрекословной любви к Богу. Может быть, поэтому кришнаизм стал таким популярным у нас?
Магараджа.
28.



Лекция магараджи закончилась... танцами. На сцену снова вышли музыканты, снова запели "Хари Кришна! Хари Рама!", а слушатели поднялись и начали танцевать. Темп музыки все ускорялся и ускорялся, движения танцующих ускорялись вместе с ним. И в конце концов, получилась самая настоящая развеселая дискотека, даже с хороводами. :))
29.



Все танцевали не меньше часа. И мы с Антоном, уже по самое не балуйся впечатлившиеся увиденным, собрались, было, уходить домой - как-никак, но уже наступил вечер, и фестиваль завершался, но тут выяснилось, что впереди еще одно интересное мероприятие, а именно - прасад, или, другими словами, пир.
Вообще, прасад - это не просто совместное поедание угощений. Прасад у кришнаитов - это одухотворенная пища, которую едят во славу и в благодарность Кришне, то есть, как милость Господа. За несколько минут до начала все участники прасада уселись на коврах в несколько рядов друг напротив друга.
30.



Затем несколько мужчин расстелили между рядами прозрачную пленку - она должна была заменить скатерть.
31.



32.



И разнесли контейнеры с едой.
33.



Еда внутри была исключительно вегетарианской: овощное рагу картошкой и сыром тофу, рис, какая-то весьма приятная на вкус сладкая паста с сухофруктами и бисквитно-кремовый торт. Ну, и сладкий фруктовый чай на запивку.
34.



Все приступили к трапезе.
35.



36.

Вот такой был фестиваль. Очень яркий и интересный. И хотя мы с Антоном по его завершении и поняли, что кришнаизм - это совсем не наше, в оригинальности фестивалю не откажешь! Так что, думаю, пойдем еще! Ведь это так интересно - знакомиться с чужими культурами!
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из прогулок по Москве:
2013 год, март:
Выставка-ярмарка "Восточная сказка". Рынок а-ля Черкизон, а не Восточный базар!
Выставка-ярмарка "Восточная сказка". Мехенди

2013 год, февраль:
Фотовыставка "Грузинский акцент"
Небесные фонарики-сердечки на День святого Валентина в парке Дружбы

2013 год, январь:
"Следопыт" с точки зрения соорганизатора
Фотовыставка "Золотая Черепаха" - 7
Утиная охота на Яузе и Самотеке
Станция метро "Пятницкое шоссе" через три дня после открытия

2012 год, декабрь:
Ярмарка "Пир" в Крокусе. Пиру пир!
Как мы играли в Ханукальном интеллектуальном казино
Фестиваль "Формула Востока" в Сокольниках. В гостях у самой Шахерезады

2012 год, ноябрь:
Фестиваль "Дни Якутии в Москве". День Олонхо по-якутски
Музей природы и соколиной охоты. Как тренируют соколов!
Фестиваль "Дни индийской культуры в Москве". Мы снова в Индии!

2012 год, октябрь:
Баварская вечеринка в саду "Эрмитаж". А где здесь немцы?

2012 год, сентябрь:
Рош-а-Шана - это еврейский Новый Год! Празднование в Израильском культурном центре

2012 год, август:
Фестиваль культур в Сокольниках. Самый веселый фестиваль, или как дружили народы!
"Аквамарин". Цирк танцующих фонтанов
Аэротруба и живописный мост в Крылатском. Полный улёт!
От Новоспасского моста до Киевского вокзала по Москве-реке
Латинофест-2012. Ощутили вкус Латинской Америки. Хорошо, но мало!
Вечер "Тель-Авив в Москве: импульс лета"

2012 год, июль:
Фотовыставка "Камчатка. Ускользающий мир"
Музей театра "Уголок дедушки Дурова". Как Даня к зверям ходил
Выставочный центр РЖД. Даня и модели паровозов
"Fantasy". Купонный аквапарк
Вороново. Как мы с Даней ездили в гости к дедушке в санаторий
Московский зоопарк. Даня и звери

2012 год, июнь:
Музей истории железнодорожной техники и паровозная прогулка. Даня, Лиза и паровозы

2012 год, май:
Базар в посольстве Индии
Выставка "Комиссар исчезает"
Музей "Автовилль". Даня и ретро-автомобили
Бункер-42 на Таганке

2012 год, апрель:
Как Даня катался на монорельсе
Океанариум на Чистых Прудах. О том, как Даня побывал в Океанариуме

2012 год, март:
Фотовыставка Кристофера Беркетта. Фотографии как картины

2012 год, февраль:
Измайловский парк. Первая Данилкина Масленица
Фотовыставка "GEO_метрия"

2011 год, сентябрь:
Музей эротического искусства "Точка-G". По самое не балуйся!

2011 год, август:
Фотопроет Яна Артюс-Бертрана "6 миллиардов других"

2011 год, июнь:
Зорбонавты

2011 год, апрель:
Фотовыставка "Хотим, чтобы помнили!"

2011 год, март:
"Следопыт" в Дорогомилово. Центр Москвы, в котором мы никогда не были

2010 год, июнь:
Московский вино-коньячный завод "КиН". Как я коньяки дегустировала

2010 год, май:
Измайловский кремль. "Турки строят муляжи..."
Песчаные скульптуры на ВВЦ
Как мы в кинотеатр 5D ходили

2010 год, апрель:
История о том, как я на шоппинг ходила
Выставка. Медведи Тедди, медведи не Тедди и прочие куколки

2010 год, февраль:
Фотовыставка "Москва - 1957"

2009 год, декабрь:
Открытие новых станций: от Мякинино до Митино на метро
На "Сапсане" из Москвы в Петербург
О том, как мы ходили есть осетинские пироги

2009 год, август:
Музей "Русские валенки"
Музей "Ледниковый период"
Музей уникальных кукол
Побег в усадьбу "Измайлово"

2009 год, май:
Мир, в котором я живу - часть 3: Рождествено

2009 год, апрель:
Сказ о том, как мы в Эфиопский ресторан ходили

2008 год, ноябрь:
Из Строгино на Щелковскую на "живописном поезде"
Наш Хэллоуин в Доме Булгакова

2008 год, май:
"Следопыт" в Измайлово!
Мир, в котором я живу - часть 1: Новобратцево

2008 год, апрель:
Про благодатный огонь и мой Крестный ход

2007 год, октябрь:
Почти незаброшенный Симонов монастырь

2007 год, август:
Музей-заповедник Царицыно

2007 год, июль:
Откуда совы в Москве?
Tags: Индия, Москва
Subscribe
promo annataliya march 26, 10:02 159
Buy for 50 tokens
История с географией! Ходила тут на почту за посылкой. А у нас отделение с прибамбасом. Есть главное здание и пристройка. Посылки выдают и там, и там. А куда именно отнесли ее в этот раз на выдачу, не угадаешь ни за что! Это на усмотрение почтовиков, и они не докладывают. И вот, прихожу я в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments