Оазис Сива

annataliya


Когда-нибудь я обязательно совершу кругосветное путешествие!

Жизнь - это дорога, по которой стараюсь шагать позитивно


Previous Entry Share Next Entry
Самая знаменитая пара в СССР
У 33 водопадов
annataliya
Несколько лет назад в нашем городе произошло знаменательное событие. Памятник "Рабочий и колхозница" после долгих лет реставрации, когда его кардинально разобрали на части и унесли с глаз долой, вдруг снова занял свое место. Точнее, даже не совсем свое, а по-соседству, да еще и на более высоком и грандиозном постаменте. Тогда было много досужих рассуждений на этот счет. Кто-то хвалил, кто-то ругал, кто-то, вообще, требовал демонтировать, ибо нечего тут в демократической России заново расставлять памятники социалистической эпохи.



Однако, что бы там не говорили, памятник стоит и по сий день. Мало того, внутри его постамента располагается четырехэтажный музейно-выставочный центр. Вы представляете себе это?
2.



Мы с Антоном давно хотели побывать внутри. Но так получалось, что мы то не находили времени, то выставки, которые там проходили, нам были не особенно интересны, то мы находили что-то такое, куда в тот момент нам хотелось еще больше. Но в этот раз, наконец-то, совпало всё. Во-первых, мы собирались на каток на ВДНХ (а он там рядом). Во-вторых, в новогодние каникулы "Рабочий и колхозница" принимали посетителей бесплатно. А, в-третьих, и в самых главных, выставка, которую там как раз развернули, нам была более чем интересна. Называлась она "Рабочий и колхозница. Личное дело" и была как раз о том, как, зачем и почему возводили этот монумент.
Ребята, вы не поверите, мы провели там более двух часов, хотя обычно музеи осматриваем гораздо быстрее! Очень интересная выставка.
Макет.
3.



Если коротко рассказать историю того, как появился монумент "Рабочий и колхозница", то все было мирно и красиво. В 1937 году СССР получил приглашение принять участие в международной выставке под названием "Искусство и техника в современном мире", которая должна была пройти в Париже. То время было критическим в своем роде. И практически все европейские страны из кожи вон лезли, чтобы показать свои достижения. СССР не стал исключением и начал готовиться к выставке.
Конкурс на проект выставочного павильона выиграл архитектор Борис Иофан. Это именно по его замыслу павильон должна была увенчать скульптура, изображающая мужчину и женщину, держащих в руках символ государства - серп и молот.
Разрез павильона выглядел вот так.
4.



Кстати, в конкурсе принимало участие немало других архитекторов с достойными проектами. Вот таким, например, предлагал сделать павильон архитектор Алабян.
5.



Среди скульпторов тоже провели закрытый конкурс. Победила в нем Вера Мухина со своим проектом. Ну, а дальше началось строительство монумента. Размеры "Рабочего и колхозницы" впечатляли. По проекту высота скульптуры должна была стать 24 метра. Но так как до начала выставки в Париже оставалось всего несколько месяцев, возводили скульптуру в спешном порядке, а ее макет в натуральную величину сделать просто не успели. Работа по созданию монумента велась по полутораметровой гипсовой модели Мухиной на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора П.Н. Львова. Сначала делать ее хотели из дюралюминия, но Петр Николаевич Львов, который был видным специалистом по металлу и способам его конструктивного использования, убедил применить нержавеющую хромо-никелевую сталь.
Вера Игнатьевна потом вспоминала свои сомнения по этому поводу: "Сталь как скульптурный материал до сих пор не применялась, неведомы были ее пластические качества. Может ли сталь гнуться на шарообразной поверхности?" Чтобы ответить на этот вопрос, инженеры опытного завода ЦНИИТМАШ сделали опытный образец — голову "Давида" Микеланджело с гипсового слепка. Получилось. Сталь оказалась удивительно гибкой и ковкой, в ней можно было передать физическое ощущение объема, она не мутнела и не поддавалась коррозии. Все сомнения отпали сами собой.
Кстати, Львов не только убедил применить нержавеющую хромо-никелевую сталь, но и предложил соединить детали не с помощью заклепок, а путем точечной сварки.
В общем, в марте 1937 года на заводском дворе началась сборка статуи. В ее сооружении участвовали 160 человек, сборка производилась с помощью 35-метрового крана с выносом стрелы в 15 метров. Работа шла в три смены. Сталин сам принимал результат и принял его без замечаний.
А как только скульптуру собрали, ее тут же пришлось разобрать, чтобы перевезти в Париж. Фигуры разрезали на 65 составляющих частей, погрузили на 28 платформ и через всю Европу повезли в столицу Франции.
Нельзя сказать, что в процессе перевозки все прошло гладко. Очень многие части "Рабочего и колхозницы" повредились и их пришлось чинить и латать уже на месте.
В экспозиции музейно-выставочного центра есть несколько открыток 1937 года с изображением нашего выставочного павильона со скульптурой наверху.
Вот так он выглядел.
6.
18 (468x700, 87Kb)


7.



Кстати, что интересно, павильон СССР находился как раз напротив павильона Германии. Высота нашего павильона была 35 метров, и немцы, когда узнали об этом, срочно решили надстроить свой павильон, ибо он по первоначальному плану был ниже. Решили и надстроили. Правда, они не учли размеров статуи. 24-метровых "Рабочего и колхозницу" было видно из любого уголка Всемирной выставки. А вот германский орел просто потерялся где-то наверху.
Кстати, в то время в Париже жила Марина Цветаева. Она тоже побывала на выставке, а затем, как мне кажется, очень удачно сравнила павильоны СССР и Германии. Я не помню, как это звучало дословно, но смысл был в том, что павильон СССР, по ее словам, излучал жизнь, а павильон Германии был похож на крематорий.
В точку! Наш слева, немецкий справа.
8.
3 (700x455, 195Kb)


Внутри нашего павильона было пять залов, где стояли стенды, демонстрировались картины, фотографии и киноленты о достижениях Советского Союза. В музее я видела копии документов с длиннющим описанием того, что наша страна показывала на той выставке в Париже. Я честно прочитала всё, но особо не впечатлилась. Как-то все было очень скромно и не креативно, на мой взгляд: стенд "Молодежь", стенд "Физкультура", стенд "Сельское хозяйство", стенд "Культурная работа Красной Армии", стенд "Стахановцы" и т.д. и т.п. в том же духе. Помните, кто застал советские годы, у нас в то время очень любили делать тематические стенды о том, как мы строим коммунизм, со вставками из красной бархатной бумаги? Вот, что-то в этом роде было и там. Я имею в виду, по сути - исполнение, конечно, было побогаче.
Тем не менее, многим посетителям выставки павильон СССР очень понравился. Опять же Марина Цветаева писала, что посетила четыре павильона. На весь поход у нее ушло четыре часа, из которых не меньше двух она потратила на осмотр павильона СССР.
Отзывы посетителей.
9.



Павильону СССР было присуждено аж 265 выставочных наград, в том числе, высшая награда - гран-при.
10.



А это, кстати, - копия скульптуры "Металлург" Георгия Мотовилова, которая на выставке в Париже получила золотую медаль.
11.



Ну, а потом "Рабочего и колхозницу" вернули в Москву, Веру Мухину и Бориса Иофана наградили орденами трудового красного знамени и стали думать, что делать дальше.
12.



Конечно же, "Рабочего и колхозницу" было решено демонстрировать и на Родине. Сначала создать пьедестал под монумент предложили снова Борису Иофану. Но, увы, этот проект так и не был осуществлен. И, честно говоря, я так и не поняла почему. Ведь судьба Бориса Иофана сложилась очень неплохо. Он умер в 1976 году, когда ему было 85 лет, и был похоронен на Новодевичьем кладбище. А при жизни всегда занимался интересными государственными проектами. Например, это именно он в 1944 году спроектировал станцию метро "Бауманская", в послевоенные годы создал в Москве комплексы Нефтяного и Горного институтов, проект Центрального института физической культуры в Измайлово, руководил застройкой крупных жилых массивов в Измайлово и Марьиной Роще, проектировал, так называемые, "хрущевки". Да-да, это был он!
Одним из последних реализованных проектов Иофана стал комплекс шестнадцатиэтажных жилых домом на Щербаковской улице в Москве. Строительство было начато в рамках Хрущевской программы по переселению советских граждан в отдельные квартиры. Были спроектированы квартиры для одиночек (однокомнатные площадью 11 кв. метров), семей из двух-трёх человек (однокомнатные с жилой площадью 23,5 кв. метров; и двухкомнатные с жилой площадью 45,2 кв. метров), больших семей (трёхкомнатные с жилой площадью 32,3—36,1 кв. метров; и 45 кв. метров).
Другой особенностью проекта были большие для новых жилых домов 1960-х годов кухни (например, в трёхкомнатных квартирах площадь кухни составила 14,1 кв. метров) — это обусловлено тем, что кухни рассматривались как "кухни-столовые", при наличии которых "спальные комнаты будут использованы только по своему прямому назначению".
Похоже, что мы именно в такой квартире и живем. По крайней мере, метраж знаком до боли. :(
13.



Еще Иофан был дизайнером номенклатурной мебели. Не поверите, но я помню, что во времена моего детства такая еще стояла в кабинетах разных начальников. А это были 1980-е годы.
14.



15.



Ну, а с постаментом к "Рабочему и колхознице" не получилось. И вскоре скульптуру водрузили на нечто невнятное - тоже на постамент, но высотой всего лишь около 10 метров. На нем-то он и простоял до начала 2000-х у северного входа на ВДНХ.
16.
6abbb4c82c400c447c4e4be992734d43b302d571 (700x525, 169Kb)


Сначала Вера Мухина, затем после ее смерти другие архитекторы неоднократно пытались добиться, чтобы скульптуру переставили на более высокий постамент. Ведь на таком маленьком терялись ее пропорции, выглядела она некрасиво, и творческие люди это прекрасно понимали, но, увы, услышаны они не были.
Письмо к Хрущеву так и осталось не отвеченным.
17.



Справедливость восторжествовала только в 2010 году. Именно тогда "Рабочий и колхозница" вновь открылись после реконструкции на новом 34-метровом постаменте, созданном по мотивам того, что был построен Иофаном к Парижской выставке в 1937 году.
Вот такая история.
А в выставочном центре теперь можно увидеть элементы оригинального внутреннего каркаса скульптуры, которые сейчас заменены на более прочные.
18.



Ну, и остается только добавить, что теперь в выставочном центре, то есть, другими словами, внутри современного постамента "Рабочего и колхозницы", проводятся, как вы уже, наверное, и сами поняли, разные выставки, а на площадке наверху - летние концерты. Думаю, надо будет туда летом все-таки сходить.
19.

-----------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из прогулок по Москве:
2016 год:
Государственная галерея на Солянке. Выставка "Шляпа волшебника: Муми-тролли и другие герои нашего детства". Что общего между Муми-папой и блогером?

2015 год и раньше:


promo annataliya may 22, 10:00 244
Buy for 50 tokens
Недавно мы с мужем зашли в "Биллу" около дома. Ходим, выбираем. И вдруг слышим позади сначала невнятное, а потом все более отчетливое бормотание. Некая дама средних лет подходит к разным стеллажам с алкоголем и в сердцах отпускает: "ну и бурда!", "неужели это можно…

Прекрасный памятник символизирующий союз рабочих и колхозников! )

Да-да, еще силу и мощь молодой страны! :)

Какой интересный рассказ! Спасибо, с удовольствием прочитала

Пожалуйста. Я до похода в музей сама очень многого не знала.

как интересно!

Я рада, Ир, сама не знала много всего об этом монументе.

а я минувшим летом видела их вживую)

А внутрь не заходили?

Вот сколько лет проезжаю мимо и работала рядом,а внутри никогда не была.

Вот и я. Мне казалось, что открыли ее совсем недавно, пару лет назад, а оказывается уже 6 лет прошло.

На ВДНХ много раз бывал , там минелабовская контора находится, да и просто гулять ездили с бывшей женой).

Значит, скульптуру тоже видел. :)

Мои тоже тут на днях ходили туда :)

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Впечатлить умели.

думала по заголовку, кого же ты имеешь в виду :) не угадала
я была уже в этом здании после обновления, вроде там выставка про скульптуру постоянная (я была в 2011м зимой и она была)

Нет, Катя, это какая-то другая была. Это идет с середины декабря и до начала февраля. А в прошлом или в позапрошлом году, когда мы туда хотели, шла выставка про женщин-феминисток. Тема совсем не моя, мы не пошли. :)

Очень нравится эта скульптура - в ней такой мощный заряд энергии, движения. Спасибо за интересную экскурсию!

Согласна! Очень сильная работа! При этом мне абсолютно все равно, какой она эпохи. Просто действительно очень красиво, монументально и сильно, есть, чем гордиться. :)

очень здорово.
Мне кажется, что такая архитектура говорила о величии государства. И сразу же единство ощущалось.
Я на фото посмотрела и у меня в груди чувства зашевелились

Согласна! Грандиозный памятник. Понятно, почему он взял гран-при на выставке. Наверное, у многих всколыхнул эти самые чувства, которые сейчас ощущаем и мы, глядя на него.

Знаменитый памятник!
грандиозная идея...
Он ведь символ Мосфильма?

Да, так и есть! Причем, начиная с тех лет и по сей день!

Что-то я не совсем понимаю художественную ценность данной каркалыбы. Как по мне, дак на какой величины постамент не поставь, каркалыба от этого не станет красотой...
Но как некий отпечаток исторического момента - да, несомненно это важный памятник.

Edited at 2016-01-08 01:32 pm (UTC)

Абсолютно не согласна! Мне всегда нравилась эта скульптура! Сила, мощь, энергия - все то, что о ней пишут, я действительно ощущаю, когда стою рядом и вижу ее. Так что, для меня, как, наверное, и для многих - это действительно очень сильная работа. Хотя я понимаю, что найдутся и такие люди, которая она не понравится.

Я помню этот памятник у ВДНХ, ещё в советское время.)

Да, конечно! Я тоже помню.

?

Log in

No account? Create an account