Схождение благодатного огня происходит каждый год в течение уже почти двух тысяч лет. И присутствовать при этом могут все желающие. Причем не только православные, а люди любой веры, в том числе и атеисты. Самые ранние сведения об этом датируются IV веком.
Накануне все свечи, лампады и другие источники огня в храме тушат. За всем тщательно бдит еврейская полиция. Бдит она и за тем, чтобы никто не проник в храм со спичками, зажигалками и прочими предметами, которые могут зажечь огонь. Проверяются и священники храма, включая самого патриарха.
Hезадолго до прихода патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни Иисуса Христа. Затем Православный и Армянский Патриархи разоблачаются и входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное тишина - ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь.
Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над часовней, от купола храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.
Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи. Рядом с Кувуклией (часовней) возникает светящийся столп, зажигаются лампады находящиеся по бокам Кувуклии. А потом вдруг начинает сиять и она, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света. Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.
Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубины чувство радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической, - из храма очевидцы выходили как бы зановородившимися, как они сами говорят, - духовно очистившимися и прозревшими. Что особенно замечательная не остаются равнодушными даже те, кому неудобно это дарованное Богом знамение.
Первые 5-10 минут Благодатный Огонь не жжется. И люди подносят свечи к самому лицу и умываются им!..
По-любому, теперь я очень хочу побывать там и посмотреть на все своими глазами.
Оказывается, что наш храм в Братцево считается одним из старейших в Москве. Построен он был в 1672 году Богданом Матвеевичем Хитрово. А называется Храмом Покрова Пресвятой Богородицы.
Я помню, что когда еще была мелкая, храма в этом месте не было. Точнее, в нем находилось какое-то учреждение. Оказывается, в 1930 году он был закрыт, иконы вывезли в Третьяковскую галерею (слава Богу, что хоть туда), а в здании открыли красильную фабрику, а потом склад. А реставрировать его начали 15 лет назад и сейчас он стоит, как новенький.
Перед входом...
Я пришла примерно к 11 часам. В это время к храму начали собираться прихожане. Всего потом пришло не меньше 300 человек. Удивило огромное количество милиции. Но даже у стражей порядка настроение было явно приподнятое. Ни хамства, ни грубости, как часто у них бывает (за качество фотки извиняюсь).
В это время в храме шла служба. Можно было поставить свечи.
Без пятнадцати минут двенадцать служители храма вышли на площадь перед ним и приготовились к Крестному ходу. Кругом стояли люди с зажженными свечами. Ровно в полночь зазвонили колокола и начался Крестный ход. Впереди шли священники, а за ними прихожане все так же с горящими свечами. Так мы обошли вокруг храма один раз. После этого все остановились у входа и началось песнопение и чтение молитв. Затем все снова вошли внутрь.
Считается, что священники и прихожане выходят из храма, как бы навстречу Спасителю. Обойдя храм, они останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Под пение «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.
За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса — особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, а потом раздается верующим).
Но на Пасхальный конон и Божественную литургию я уже не ходила.
В целом же, я получила очень сильные впечатления от Крестного хода. Я уже писала чуть выше о том, что чувствуют верующие в храме Гроба Господня, когда сходит Благодатный Огонь. Наверное, мои чувства были похожи на их. Иногда даже такие сильные, что чуть ли не до слез... Что это? Ведь я только посмотреть ходила...
Journal information