Оазис Сива

annataliya


Когда-нибудь я обязательно совершу кругосветное путешествие!

Жизнь - это дорога, по которой стараюсь шагать позитивно


Previous Entry Share Next Entry
Зачем в этом марокканском городе каждому туристу вручают веточку мяты?
Оазис Сива
annataliya
Фес. Кто не слышал о Фесе? Об этом самом известном марокканском городе! Сердце Востока, колорит медины с ее узкими улочками и лавками, восточные сладости - нуга, халва, финики, призывные крики муэдзинов на молитву... Сказка о тысячи и одной ночи, верно? :)
IMG_5329

И мы, конечно же, будучи в Марокко никак не могли пропустить этот город. Пусть в нем толпы туристов, пусть всё дорого, но как можно не увидеть собственными глазами восточную сказку? И вот, мы там!

Как я уже рассказывала в своей предыдущей заметке, поселились мы на окраине самой медины в традиционном марокканском доме - риаде "Fes Nejjariine Dar Essoaoude". Такие - они там все имеют свои названия. А утром после того, как хозяйка дома Фатима покормила нас вкуснейшим завтраком, мы отправились смотреть город!
2.
IMG_5304

Фес считается старейшим из четырех имперских городов Марокко. Представить сложно, но этому городу почти 1300 лет!!! Сколько поколений видели эти мостовые, сколько миллионов ног прошли по ним босиком и в разных восточных тапочках, сандалиях и туфельках!
3.
IMG_5351

И ведь этот город буквально сразу стал столицей - сначала государства Идрисидов, а затем и всего Марокко. Уже в 12 веке Фес был одним из крупнейших (если не самым крупным) городов всего исламского мира.

Сейчас Фес чуть-чуть не дотягивает до города-миллионника. Впрочем, не все его жители, конечно, имеют риады в медине, многие обустроились и в обычных квартирах за ее пределами. Однако медина Феса насчитывает 6000 улиц и там реально есть всё! Представляете себе это? :)
4.
IMG_5288

Но в тот день, когда мы оказались в Фесе, была пятница. А пятница у мусульман - официальный выходной, в который никто не работает. Поэтому когда мы вышли в медину, то увидели ее почти пустой. Нет, конечно, некоторые лавочки и были открыты - те, где хозяева нарушали запрет Аллаха не работать по пятницам, но их было очень мало. Впрочем, это дало нам возможность хорошо и спокойно погулять по медине. Ведь, когда мы оказались здесь на следующий день, народа было просто не протолкнуться. Вот посмотрите на этот кадр. Это - раннее утро субботы. Ослика нагрузили разным хламом, готовятся к началу трудового дня. Уже заметно, что народа немало...
5.
IMG_5225

Кстати, к осликам их хозяева относятся как-то не очень. Я не видела, чтобы откровенно били, но никакого "понимания" - нагрузят гору и вези. Жаль их...
6.
IMG_5410

Вообще, на самом деле в точности посчитать количество улиц фесской медины невозможно. Уж очень они переплетаются.
7.
IMG_5325

8.
IMG_5278

9.
IMG_5337

10.
IMG_5346

11.
IMG_5350

12.
IMG_5354

13.
IMG_5341

14.
IMG_5344

Причем, тем, кто приезжает в город впервые, запутаться в них ничего не стоит. Указателей там крайне мало. Но часто нам на помощь приходили местные мальчишки. Если мы шли куда-то, где был тупик, они свистели нам и изображали руками крест - не перепутаешь. :)) Впрочем, не обошлось без казусов и без попыток завести нас в магазины и лавки своих родственников:
- Купите тапочки! Самые лучшие тапочки!
15.
IMG_5256

- Лучшее аргановое масло! Вы можете сфотографировать, как его делают.
16.
IMG_5260

- А у нас духи, духи, духи!..
17.
IMG_5268

Впрочем, где-то мы-таки купили кусочек мыла и каких-то специй и чая. Они там тоже ничего.

Вся территория фесской медины условно поделена на 40 кварталов. И в каждом из них, если можно так выразиться, представлено свое ремесленное направление - кожевенное производство, гончарное дело, производство тканей, пошив одежды, ювелирка и т.д. и т.п. Так что, вы, думаю, представляете, как легко во всем этом заблудиться. Уж не знаю, самая ли большая в мире медина в Фесе или нет, но то, что одна из самых больших - это точно!
18.
IMG_5275

19.
IMG_5335

20.
IMG_5313

Медина Феса знаменита своими мечетями. Во всем городе их более 800!
21.
IMG_5300

А еще здесь есть старейший университет Аль-Каруин. Его фишка в том, что он был основан женщиной. Да-да, это к вопросу о притеснении женщин востока. Случилось это в 859 году. Женщину звали Фатима аль-Фихри. Она была дочерью богатого купца и в свое время получила хорошее образование. Ее семья иммигрировала в Фес из города Кайруан, что в Тунисе. Сначала Фатима открыла одноименную мечеть, а чуть позже и медресе при ней.

Теперь университет Аль-Каруин вошел в книгу рекордов Гиннесса, как "старейшее в мире постоянно действующее высшее учебное заведение". Правда, в отличии от европейской традиции, старинные арабские "университеты" до недавнего времени не выдавали дипломов от имени заведения: упор делался на обучении у индивидуальных наставников. Только в 1947 году Аль-Карауин стал университетом в европейском понимании.

В медине мы несколько раз заходили в старинные традиционные дома и поднимались на их крыши. Оттуда открывался замечательный вид на город. Правда, в большинстве этих домов находились магазины всяких местных изделий, и хозяева не отпускали нас, пока мы все не посмотрим. Либо просили с нас денежку за посещение крыши...
22.
IMG_5302

23.
IMG_5301

24.
IMG_5307

25.
IMG_5308

А еще мы поднялись к Голубым воротам Баб-Бу-Джелуд - еще одной достопримечательности медины Феса. Эти ворота относительно новые, их построили в 1912 году, но они считаются самыми большими, красивыми и главными в городе. Но честно говоря, я ими что-то не впечатлилась. Ворота и ворота...
26.
IMG_5340

Посмотрите, например, как выглядели ворота, рядом с которыми жили мы. Ничуть не хуже, правда? И тоже голубые... К тому же они еще и более старые!
27.
IMG_5220

Но, конечно, самым интересным местом в Фесе были кожевенные красильни Шуара, затерянные где-то в дебрях медины. О них пишут все фесские путеводители. Дело в том, что там выделывают и красят кожи так, как было принято в Марокко издревле - вручную. Замачивают их в глиняных чанах и... топчут ногами.
28.
IMG_5246

Как только не называют это место: запах там стоит не из приятных. Я даже где-то видела статью обо всем городе, названную из-за этих красилен "Зловонный Фес". Но место колоритные, яркое, аутентичное, поэтому все туристы, приезжающие в Фес, спешат увидеть красильни в первую очередь. Мы не стали исключением.

На самом деле, найти их непросто. Ерунду пишут те, кто советует идти на запах. Мол, он настолько специфический, что приведет вас, куда следует. Как потом оказалось, мы жили не так уже и далеко от этих красилен, но нет там никакого запаха. Я вам больше скажу, даже на самых "подступах" к ним пахнет не так уж и сильно. В общем, чтобы не блуждать по медине, мы взяли проводника. Точнее, как взяли? Он сам к нам привязался и не давал шагу ступить - решил довести до красилен во что бы то ни стало. Ну, и довел.

Находятся красильни в этаком большом внутреннем дворе. Дома вокруг него - сплошь лавки и магазины для туристов. Но, что самое интересное, на всех них есть балконы. На них как раз и можно выходить и смотреть, как работают кожевники. Вход платный - 10 дирхам, то есть, 5 евро, блин.

Но, что поделать? Заплатили мы по 10 дирхамов, пошли. На входе нам дали по пучку мяты. Зачем? Оказывается, мята перебивает запах красилен. Но, как я уже писала, пахло там и так не сильно. К тому же, пятница сказалась и на работе кожевников. В красильнях трудилось от силы несколько человек! Эх...
29.
IMG_5231

30.
IMG_5242

31.
IMG_5248

В общем, мы посмотрели на ячейки чанов, заполненные мутной водой, которые с высоты выглядели, как пчелиные соты, и поняли, что сюда надо приходить завтра, когда все будут работать. Причем, не на балкон, а спускаться вниз.

- Вы хотите вниз? - словно поняв, о чем мы говорили по-русски, спросил нас хозяин магазина и балкона. - Это можно устроить, но это дорого! 80 долларов! Ну, ладно, 50!

Хм... неужели это реально стоит столько? - подумали мы, сказали дядьке, что придем завтра, и потопали домой.
Ну, а дома мы поинтересовались ценой вопроса у Фатимы.
- Да, что вы! Это бесплатно! Единственное, я не знаю, пускают ли сейчас туда туристов, но месяц назад пускали!

А на следующее утром мы уже планировали уезжать из Феса. Правда, с билетами на автобус вышла какая-то закавыка, и мы решили, что, раз такое дело, то как раз успеем еще раз увидеть красильни. В этот раз мы уже сами нашли к ним путь и буквально через несколько минут оказались на месте. Осталось только миновать дом хозяина балкона и прочих деньгопросов-хелперов.

И вот, мы зависли не несколько минут рядом с тем двором, пытаясь понять, как проникнуть внутрь, как в этот момент к нам подошел парень лет 20. Выглядел он эээ... пыльно - да, именно так. Он был вроде и не в ободранной одежде, но складывалось такое впечатление, что он вывалился в ней на дороге. По-английски он почти не говорил, но зато знаками дал понять, что может проводить нас внутрь.

Наученные горьким опытом предыдущего общения с фесскими марокканцами, мы сразу задали вопрос:
- Хау мач?
- Но мани! - был ответ. - Фрэнд!
"Ну, фрэнд так фрэнд!" - решили мы и пошли за парнем.

И он действительно привел нас, куда надо.
Река рядом с красильнями.
32.
IMG_5228-001

Вообще, процесс окраски шкур здесь не изменился с 11 века. Говорят, что даже те самые глиняные чаны, в которых их вымачивают, тоже того времени (хотя у меня сомнения, честно говоря). Работают кожевники только с халяльными шкурами, то есть, со шкурами тех животных, которые были "одобрены": с козлиными, овечьими, верблюжьими и коровьими. Именно из них потом на рынках и продаются разные сумочки, тапочки и прочие кожаные изделия.
33.
IMG_5483-001

Но давайте по порядку. Сначала эти шкуры привозят в красильни на лошадках и осликах. Кстати, потом именно на них же их отсюда и увозят.
34.
IMG_5533-001

Так выглядят необработанные шкуры.
35.
IMG_5418-001

Подмастерья замачивают шкуры в растворе негашеной извести и очищают их от шерсти.
36.
IMG_5488-001

Получается что-то вроде этого.
37.
IMG_5522-001

А после этого кожу несколько часов вымачивают в растворе негашеной извести с добавлением мочи и чего-то еще Бррр! Мы как раз прошли через здание, где это происходило. Кожи наматывают на большой круглый барабан, он вращается, а вместе с ним вращаются и шкуры.
38.
IMG_5422-002

Кстати, чтобы кожа в итоге получилась более мягкой ее обрабатывают куриным, собачьим или голубиным пометом. Именно поэтому здесь и стоит зловонный запах. Реально, в здании с этим барабаном было не продохнуть, что, правда, все равно нельзя сказать о красильнях в целом.

Красят тут шкуры тоже исключительно натуральными красителями, состав которых передается из поколения в поколение. Так, например, желтый цвет коже придают шафран и шкурки граната, красный цвет - паприка, зеленый цвет - мята, коричневый - мимоза и т.д.

Быстрее всего красится овечья и козлиная шкура, а дольше остальных -верблюжья. Происходит это в этих самых колоритных глиняных чанах. Кожевники кладут в них шкуры, забираются внутрь и топчут их ногами, затем замачивают на какое-то время, после чего достают и вешают на бортики.
39.
IMG_5459-001

40.
IMG_5495

41.
IMG_5498-001

42.
IMG_5463-001

43.
IMG_5457-001

Краска.
44.
IMG_5478-001

Ну, а потом шкуры вывешивают или раскладывают прямо здесь же на просушку.
45.
IMG_5432

46.
IMG_5486

Вот такая история!
47.
IMG_5481

48.
IMG_5502

Нам настолько понравилось, и мы были так благодарны нашему провожатому пареньку, что, конечно же, отблагодарили его денежкой. Все-таки как приятно, когда что-то делают хорошо и бескорыстно, не в пример разным попрошайкам-хелперам, которых и в Фесе, и в других городах Марокко мы встретили ой, как не мало!

Ну, а нас ждал путь в следующий городок на нашем маршруте. Мы отправлялись в голубой город Шефшауэн.

---------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествия по Марокко:
2016 год, сентябрь-октябрь:

1000 и 1 способ разводки туристов в Марокко
Фес. Хотите жить, как марокканцы?
Волюбилис. Зачем европейцам Марокко?
Мекнес. Отец 1200 детей и одного города
Как нас пытались развести в Касабланке
Фотообзор: Марокко. Моя пятидесятая страна

+ ДОБАВИТЬ ЭТОТ БЛОГ В ДРУЗЬЯ


promo annataliya 10:00, tuesday 188
Buy for 50 tokens
Есть у меня подруга - удивительная девушка. Она - фанатка посещения ресторанов. И вот, рассказывает, отправилась она недавно в один из. Открыла меню и видит - подают там омара! А цена-то какая! Прямо загляденье! Сроду такой дешевизны не видела! Заказала, конечно же, тут же. Ну, и скушала его…

Наташ, ты не поверишь, но я не слышала о таком городе (
С интересом посмотрела и почитала)

Люба, правда? Вообще, несколько лет назад о нем очень много показывали передач по ТВ - Кожухов, еще там какие-то. В общем, я как раз оттуда о нем знаю. :)
Спасибо! В принципе, город интересный, но хэлперов невообразимое количество.

Ой, с ногами в эти чаны.((

Да ужас! Я боюсь даже представить, что там у них с пятками. :(

Сложная у них работа.

Не позавидуешь, Таня.

Краска натуральная, но все же как рабочие целыми днями в этой краске сидят?
Спасибо за репортаж, Наташа, очень интересно, я люблю такие места.

Пожалуйста, Олечка! Работа - ужас! Я тоже не представляю, как так можно!

Annataliya, вот так носишь кожаную одежду и не знаешь, что ее предварительно в какашках вываляли :)
Хорошо в полупустой медине Мы в Тунисе (в столице ) не рискнули зайти далеко
Осликов жалко :(
А так очень интересный город и наконец-то я получила информацию про красильни из первых и надежных рук

Бгггг))) А вот да.
Слушай, а почему хорошо, что вы в медине не погуляли? Там же очень интересно должно быть! Все равно, если бы вы заблудились, вас бы оттуда потом вывели.

Это же вроде еще и токсично. Если нет, то в любом случае очень вредное производство. А он в эти чаны чуть ли не с головой ныряет

Да, Вячеслав, я тоже подозреваю, что, несмотря на то, что красители натуральные, токсичности там не мало. Тот же голубиный помет... Бррр! А с головой не ныряют, конечно, но по пояс туда часто залезают. :((

Какие яркие краски! И восточная вязь) Чудо!

Это есть, да. Восток! :)

Отлично всё показано и рассказано! Замечательная фотоэкскурсия!

Спасибо вам, рада, что понравилось. :)

хорошая там у них работа)

Хочешь попробовать? :))

Интересное у них производство)

Тоже хочешь попробовать? :))

Спасибо большое. Очень было интересно.

Пожалуйста, Иван. Не появилось желания съездить в Марокко?

Фантастика! Просто заразилась Марокко. Очень хочу после Ваших рассказов.

Галина, вам спасибо! Я рада, что понравилось. Если будут вопросы, обязательно спрашивайте. :)

Невероятно! Очень интересно! Спасибо огромное!!!

Пожалуйста, Татьяна!

Фрэнд молодец! А как халва? Пробовали?

Неа. Мы там на финики подсели. Вот они - это просто стон! У нас тут такие не продаются даже близко. Непонятно, кстати, почему не везут.

Мечтаю о марокканских тканях и украшениях

Да, там встречаются красивые.

?

Log in

No account? Create an account